Марина Григорьева
Активные формы методической работы с педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
В условиях модернизации образования те формы методической работы, в которых главное место отводилось чистым докладам и выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать более активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творчества.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение – это достижение таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Активные формы организации методической работы можно разделить на традиционные, новые и новейшие. К традиционным формам относятся : тренинг, консультация, КВН, круглый стол, педагогический совет, педагогические ситуации, семинар-практикум. К новым формам : деловая игра, выставка-ярмарка педагогических находок, банк идей, мастер-класс, образовательный салон. К новейшим: кружки по интересам, педагогическая мастерская, коучинг-сессия, союз единомышленников, шесть шляп мышления, квик-настройка.
В своей практической деятельности наравне с традиционными формами организации работы использую интерактивные, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и др.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствуют новые, инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»
Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов города.
В перечне используемых нами новых форм работы с педагогами появился «Образовательный салон». Цель работы «ОС» - повышение психолого – педагогической культуры, личностное развитие педагога. В рамках работы салона происходит распространение информации, практических рекомендаций и материалов, полученных одним из педагогов после прохождения курсов или семинаров по повышению квалификации, посещения заседаний ГМО, просмотра вебинаров и т. п.
Из новейших форм используем «Коучинг–сессию» - это интерактивное общение, развивающее консультирование. Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
Педагогическая мастерская. Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие конструктивно-технических и творческих способностей дошкольников средствами конструктора ТИКО».
Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Ещё одна форма, которую можно использовать перед открытыми мероприятиями - это настрой педагогов на успешную работу - «Квик – настройка» :
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик – для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Наравне с активными формами организации работы используем интерактивные, игровые методы и приемы. Например: «Микрофон», «Синтез идей», «Мозговой штурм», «Кроссворды», метод «Шести шляп».
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и имеет следующие преимущества:
1. Значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.
2. Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения и развития.
3. Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.