Анна Перевалова
Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО».
Условия развития современной образовательной организации таковы, что
Публикация «Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важным условием реализации ООП ДО называют кадровые условия.
Важной задачей современного дошкольного учреждения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
С позиции гуманитарных идей и ориентаций в образовании меняются подходы к управленческой деятельности. На основе работ известных научных деятелей в области педагогики можно провести сравнительный анализ традиционной и современной моделей образования.
Традиционная
Методическая работа предполагала :
• Повышение качества пофессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности.
Гуманитарная
Новые ценности исходя из новой цели:
• Подготовка педагога как субъекта с личностной и профессиональной самореализацией, самоорганизацией, компетентного и творческого.
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Особая роль современной методической работы проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому главные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ.
Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на
ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место
отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Для решения данной проблемы актуально использование активных форм
работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр. Создание творческих групп создает условия для развития творчества воспитателей.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,
свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного
образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех.
В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска
новых путей развития творческой личности педагога.
А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас
необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения. Важно, чтобы содержание и формы организации методического процесса были не только полезными, повышающими компетентность
педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
Эффективными методами повышения профессионального статуса, творческой самореализации являются:
- создание творческих и инициативных групп,
- взаимопросмотры,
- «Недели педагогического мастерства»,
- презентации, конкурсы профессионального мастерства
- свобода выбора демонстрации своего опыта,
- деловые игры и ролевые игры,
- социально-психологические тренинги,
- индивидуальная работа с педагогами
-мастер-классы
-педагогическая гостиная
- участие педагогов в написании годового плана работы (анкеты)
-дискуссия
Эти формы работы делают управление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности поз-воляет снять психологическое напряжение, способствует их самоприятию и личностному росту.
Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском, участию в конкурсах различных уровней.