МААМ-картинки

Активизация словаря детей посредством театральной деятельности

Ольга Мишанина
Активизация словаря детей посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Публикация «Активизация словаря детей посредством театральной деятельности» размещена в разделах

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно, потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций:

- коммуникативную;

- познавательную;

- экспрессивную;

- исследовательскую;

- планирующую.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи развития речи детей через театрализованную игру :

• - развивать словарь – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

• - воспитывать звуковую культуру речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

• - формировать грамматический строй речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

• - развивать связную речь;

• - знакомить с художественной литературой;

• - готовить детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

• - словаря;

• - грамматического строя;

• - диалогической и монологической речи;

• - совершенствованию звуковой стороны речи;

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность :

• - выбор темы;

• - передача знакомого содержания;

• - сочинение;

• -исполнение от лица персонажа.

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности необходимо применять знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Работу по организации театрализованной игры необходимо проводить в три

этапа:

1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).

3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

• - игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Имитация:

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .

-Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

- ролевые диалоги на основе текста: (сказок «Руковичка», «Три медведя» и др.)

• - инсценировки произведений;

- фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса.)

- Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок»,»Репка») и авторским текстам (В. Сутеева «Под грибом»,

К. Чуковского «Цыпленок «и др.)

• - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность включаются специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся);

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления: вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

Важно также организовывать игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики

и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят предложение, меняя силу голоса, т. е. тихо, громко, еще громче; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения необходимо добиваться того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов важно учить детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговаривать и обыгрывать потешку:«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды театра : бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе, тетевой театр, мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой, театр ложек и др. Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.

2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.

3. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

4. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).

5. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

6. Уголок ряженья.

А также созданы:

Картотеки игр и упражнений: «Дыхательная гимнастика»,»Пальчиковая гимнастика»,»Артикуляционная гимнастика» (которая включает в себя упражнения на артикуляцию звуков, лагопедические стихи, чистоговорки, скороговорки, считалки, потешки.) Игры на развитие фонематического слуха, связной речи, слухового восприятия, лексико-грамматического строя речи. Сборник артикуляционных сказок. Речевые игры. Подбор мнемотаблиц по сказкам и для пересказывания расссказов. Психогимнастика, этюды для расслабления мышц.

Особое внимание в развитии речи средствами театрализованной игры необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Родители могут принимать активное участие в работе над театрализацией. Дома вместе с детьми родители могут разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждать персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители могут также оказать помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, целенаправленно вместе с детьми посещать театры, читать книги, просматривать видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делиться с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащению внутреннего мира.

На протяжении всего года решаются следующие задачи развития речи через театральную деядельность :

• Пополнять и активизировать словарь детей.

• Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля.

• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

• Формировать интонацию и выразительность речи.

• Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

На основе театрализованной игры реализуются практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.

Развитие театрализованной деятельности -это долгая работа, которая требует участия воспитателей, детей, родителей. Она требует использование разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различнвх видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, видеофильмов, картин, аудиозаписей. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такимиже необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

Участие детей благоприятно влияет на обогащение словаря, речевых и творческих способностей. Развивается социальная активность детей, память и воображение, формируется чувсто коллективизма, коммуникабельность.

Литература:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.

2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,2002г.

3. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2003г.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности (система работы в средней группе) Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012г.

5. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности : Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. М, 2007.

7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.

8. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры. Москва, «Обруч», 2012г.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Вязаные шапочки-маски для театральной деятельности детейВязаные шапочки-маски для театральной деятельности детей В нашей группе есть уголок театральной деятельности, там очень много разных видов театров. Цель: Развивать интерес детей к театральной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация словаря детей посредством театральной деятельности
Опубликовано: 11 августа 2024 в 11:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация словаря детей посредством театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мишанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД