Надежда Иванченко
Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам
▼ Скачать + Заказать документы
Для совершенствования навыков правильной развернутой речи в своей работе с дошкольниками использую методику рассказывания по картине.
Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, и в то же время трудным для овладения детьми.
Публикация «Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам» размещена в разделах
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Возможности ребенка познать действительность становятся шире. Это облегчает его общение в социуме. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Какие же требования к отбору картин существуют в педагогике?
1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему миру.
2. Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других предметов должны быть реалистическими.
3. Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. На картинах не должно быть нагромождений мелкими деталями и предметами, иначе дети отвлекаются от главного.
Виды рассказывания по картине :
Описание предметных картин – это последовательное связное описание изображенных на картине предметов или животных, их свойств, действий, качеств.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, которая не выходит за пределы содержания картины.
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ, используя при этом глаголы, прилагательные, числительные, и др. части речи.
Повествовательный рассказ. Используется в основном, по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему необходимо не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события, так сказать «додумать» события.
Описание пейзажной картины : здесь необходимо назвать место, изображенное на пейзаже; перечислить объекты, изображенные на картине. Также ребенку необходимо определить части суток, время года. Ребенку необходимо почувствовать и представить возможные ощущения человека на пейзаже, определить основные цветовые гаммы пейзажа.
В работе с детьми логопедической группы рассматривание картин осуществляется по частям. Например, что изображено в центре картины?
Используются творческие задания: например, придумайте имя девочке или мальчику, кличку собаке и т. д.
Педагог может начать рассказ об одном эпизоде, а дети продолжают. Также можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивается сюжет картины.
Обязательны ключевые фразы при описании сюжета: на этой картине я вижу, на этой картине художник изобразил, в центре картины я вижу, на дальнем плане изображен… и т. п.
Также использую такие задания, как дополни описание: какой котенок? – пушистый, полосатый, потешный, веселый, и т. д.
Обязательно задаю вопрос: понравилась ли картина? Ребята учатся выражать свои чувства, впечатления.
Таким образом, у дошкольников развивается речь, совершенствуются навыки построения полных, развернутых предложений при описании картины.