Снетова Ольга
Активизация работоспособности головного мозга посредством пальчиковой гимнастики
СОДЕРЖАНИЕ
N п / п Название Страница
1 Актуальность 3
2 Теоретическая часть 5
Аналитическая часть 5
3 Практическая часть 6
Аналитическая часть 6
Практическая часть 11
4 Заключение 16
5 Рекомендации для педагогов 17
6 Список использованной литературы
20
7 Приложение
21
Актуальность
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Активизация работоспособности головного мозга посредством пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Мелкая моторика
- Нейропсихологические игры и занятия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».
В. М. Бехтерев
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», – говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», – старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.
Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу - непосредственная задача родителей и педагогов.
Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки. В игры, предлагаемые в пособии, включены упражнения для разработки руки : вращение кистью, встряхивание, сгибание-разгибание и др.
Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.
Пальчиковые игры эмоциональны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Актуальность данной разработки заключается в описании целенаправленной, систематической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, что способствует речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, а главное формированию интеллектуальных способностей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Аналитическая часть
Цель методической разработки – Оказать стимулирующее влияние на работоспособность головного мозга у дошкольников с помощью пальчиковых игр.
Задачи методической разработки :
1. Подобрать и систематизировать пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами;
2. Познакомить педагогов с пальчиковыми играми, и их применением во всех видах деятельности дошкольников;
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
4. Разработать перспективный план работы с детьми;
5. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и т. д.);
6. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
7. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Срок работы над темой 2022 – 2023 уч. г.
Ожидаемые результаты:
1. Систематическое использование пальчиковых игр будет способствовать развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения у дошкольников;
2. Повысить компетентность родителей по данному вопросу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Аналитическая часть
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?”, в пословицах: “Отбиться от рук”, “Всё дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза бояться, а руки делают”.
Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли” (В. А. Сухомлинский).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашем ДОУ дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это ещё не всё. В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.
Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: “Сорока-ворона кашу варила…”” или “Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…” и другие.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения: выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой; при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; все упражнения, постепенно заменять новыми; наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка; не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать и слушать малышам. Но если кто-то из малышей не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте с теми детьми, кто проявил интерес быстрее остальных. Даже если речь идёт о паре ребят. А остальные потом рано или поздно к Вам присоединятся.
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Этапы разучивания игр
1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
2. Перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
3. Все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
6. Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
8. Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого.
Мониторинг родителей показал, что 95% семей не применяют пальчиковые игры с детьми дома.
Практическая часть
План работы на учебный год по теме самообразования
Этапы работы Форма работы Содержание Срок Результат
Организационный Анализ научно-методической литературы Изучение научно-методической литературы, составление плана работы, подготовка практического материала Сентябрь Составление картотеки пальчиковых игр по тематическим неделям, составление перспективного плана
Основной Внедрение в работу подготовленного материала Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика с детьми, консультирование родителей по теме самообразования Октябрь - Май Проведение мероприятий по теме самообразования.
Проведение мастер-класса для педагогов
Заключительный Самоанализ педагогической деятельности Подготовление отчета о проделанной работе Май Составление отчета о проделанной работе
Организационно-практическая деятельность
Срок Тема Содержание деятельности с детьми Содержание деятельности с родителями Содержание деятельности с педагогами
Сентябрь
Детский сад. Школа. Пальчиковая игра : «Детский сад», «Наша группа», Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Подарки осени Пальчиковая игра : «Однажды хозяйка…», «Огород»
Осень желтая Пальчиковая игра : «Осенние листья», «Осень»
Животные и птицы готовятся к зиме
Октябрь Дом, в котором я живу Пальчиковые игры : «Дом»,
«Строим дом» Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Мой город Пальчиковые игры : «Город»,
«Наша улица»
Россия. Гимн, флаг, герб Пальчиковые игры : «Моя страна», «Родина»
Земля – наш общий дом
Ноябрь Дети разных стран - друзья Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Домашние животные Пальчиковые игры : «Котенок», «Я в деревне отдыхаю»
Одежда, обувь, головные уборы Пальчиковые игры : «Сто одежек», «В шапочках желтых»
Мебель. Бытовые приборы Пальчиковые игры : «Наша квартира»,
«Мебель я начну считать»
Посуда Пальчиковые игры : «Помощники»
Декабрь Зимушка-зима Пальчиковые игры : «Стою и снежинки в ладошки ловлю» Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Елка – красавица детям очень нравиться Пальчиковые игры : «Мы во двор пошли гулять»,
«Как интересно нам зимой»
Все встречают новый год – дружно встали в хоровод Пальчиковые игры :«Новогодний праздник»,
«На елке»,
«Елочка»
Январь Зимние забавы Пальчиковые игры : «Падал снег на порог»,
«Зимние забавы» Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Зимняя природа. Птицы зимой Пальчиковые игры : «Прилетайте, птички!»,
«Сколько птиц в кормушке»
Животные севера и юга Пальчиковые игры : «Где обедал воробей?»
«Тигр, жираф, огромный слон»
Февраль Зимние виды спорта Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Профессии Пальчиковые игры : «Профессии»,
«Идет Кузьма из кузницы»
Будущие защитники родины Пальчиковые игры : «Сегодня праздник всех отцов»,
«Бойцы»
Традиции и обычаи нашего народа
Март Моя семья Пальчиковые игры : «Моя семья»,
«Дружная семейка» Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр
Мамин день Пальчиковые игры : «Мамы»,
«Помощники»
Весна-красна Пальчиковые игры : «Солнышко, золотое донышко»,
«Весна пришла»
Транспорт. ПДД Пальчиковые игры : «Будем транспорт называть»,
«Дорожных правил очень много»
Давай пойдем в театр
Апрель Природа проснулась – весне улыбнулась Консультирование родителей по теме самообразования Подбор пальчиковых игр, мастер-класс для педагогов
Космос Пальчиковые игры : «На Луне жил звездочет»,
«В космос полетим опять»,
«Космос»
Живой мир морей и океанов Пальчиковые игры : «Рыбки»,
«Медузы»
Праздник весны и труда Пальчиковые игры : «Снова солнце в небе улыбается»,
«На лугу»
Май Великий день – Победы день Пальчиковые игры : «Наша армия»,
«Пограничники» Консультирование родителей по теме самообразования, родительское собрание Подбор пальчиковых игр, составление отчета о проделанной работе
Заключение
Методическая разработка является систематизацией опыта моей практической деятельности с детьми. Результаты выверены в течение длительного времени и отражают итог самостоятельного планирования и проведения образовательной деятельности по развитию речи детей с использованием пальчиковых игр.
В результате проведенной работы мои воспитанники получили новые знания по лексическим темам, у них значительно улучшилась связная речь, пополнился активный словарь, начали формироваться социально-коммуникативные навыки: дети научились работать в коллективе. У воспитанников возрос познавательный интерес, они начали проявлять инициативу как на занятиях, так и в повседневной жизни. Пальчиковые игры помогают мне разнообразить воспитательно-образовательный процесс.
Компетентность родителей по теме самообразования повысилась в течении учебного года, это доказывает проведенный мониторинг. По результатам мониторинга 60% семей не применяют пальчиковые игры в свободное время.
Рекомендации педагогам
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения: выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой; при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; все упражнения, постепенно заменять новыми; наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка; не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать и слушать малышам. Но если кто-то из малышей не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте с теми детьми, кто проявил интерес быстрее остальных. Даже если речь идёт о паре ребят. А остальные потом рано или поздно к Вам присоединятся.
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Этапы разучивания игр
1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
2. Перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
3. Все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
6. Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
8. Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого.
Список используемой литературы
1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет; Практическое пособие для педагогов и родителей, - М. : АРКТИ, 2006г – 88с.
2. Калинина Т. В. и др. Палчиковые игры и упражениия для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011г – 151с.
3. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, - СП. : КАРО, 2008, - 64с.
4. Ульева Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет; Пособие для педагогов и родителей. – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 44с.
5. https://www.logoped.ru/beregv03.htm
6. https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/5289
7. https://infourok.ru/ispolzovanie-palchikovoy-gimnastiki-v-korrekcionnoobrazovatelnoy-rabote-s-detmi-s-narusheniem-rechi-3442003.html
8.