Папки-передвижки

Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Любовь Чижикова
Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе. Психологические особенности младших школьников создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.

Публикация «Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе» размещена в разделах

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы в рамках реализации ФГОС.

Актуальными для современной начальной школы являются следующие вопросы: как сформировать способность у ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, как развивать у ребёнка потребность и способность искать новое? Необходимо целенаправленно учить детей тому, как вести исследовательский поиск, как развивать его исследовательские способности. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи в своей работе.

Цель работы: стимулировать развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников.

Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей; -выявление одарённых детей;

- умение работать с дополнительной литературой, - использование Интернета.

Главное для учителя – показать ребятам значимость их работы, вселить уверенность в своих силах, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Активизировать познавательный интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения.

Познавательная активность развивает познавательные силы.

На своих уроках я подбираю такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся.

Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.

Очень важным средством является занимательность.

Элементы занимательности вызывают у детей интерес к процессу познания.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.

Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, рождается стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других.

Включая в процесс обучения младших школьников игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.

Детям нравятся уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия.

Можно сделать выводы о значении развития познавательного интереса ребят :

1. Создание положительной мотивации на уроке.

2. Обеспечение активной работы по смысловому анализу информации.

3. Развитие смысловой догадки ученика, обогащение словарного запаса.

4. Выработка необходимого темпа восприятия информации.

5. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Конечный результат моих усилий заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Большое значение для развития познавательных интересов учащихся имеет грамотное использование следующих приемов:

• создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать своё мнение;

• создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы;

• побуждение к поиску различных способов решения задачи;

• создание ситуации свободного выбора заданий;

• создание ситуаций обмена информацией между учащимися;

• создание ситуации самопроверки;

• выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности.

В работе я использую метод проектов.

Этот метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка.

Внедрение ИКТ на уроках позволяют сделать урок более ярким и увлекательным.

Публикации по теме:

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Практические занятия по развитию речи учащихся в начальной школе Практические занятия по развитию речи учащихся в начальной школе Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных.

Конкурс на 8 Марта для учащихся начальной школы «А ну-ка, девочки!» Цель: воспитывать уважительное и бережное отношение к матери Оборудование: рисунки к Международному женскому дню 8 Марта, Праздничные панно.

Конспект урока по математике для учащихся начальной школы «Умножение на 7» Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Цель урока: способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7,.

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Исмаилова Б. Ш. учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 имени.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «Банные сражения» БАННЫЕ СРАЖЕНИЯ Ведущий: Конец недели, банный день Помыться в баньке нам не лень Нам надо баньку затопить Пора дровишек наносить 1 конкурс:.

Утренник для учащихся начальной школы «Золотая осень» с Айболитом Цель: развитие творческих способностей учащихся. Подготовительная работа: разучивание песен, стихотворений. сценки рисунки, поделки на тему.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «В гостях у Ёлочки» «В гостях у Ёлочки» Цель: • создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Звёздный час» Звёздный час. Цели: 1. Обобщить, систематизировать знания детей по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку в игровой форме.

Внеурочное мероприятие «Масленица» для учащихся начальной школы МАСЛЕНИЦА. Данное мероприятие будет интересно тем,кто хочет провести его соблюдая православные традиции. ВЕДУЩИЙ: Мир вам, люди добрые,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Опубликовано: 2 августа 2018 в 12:52
+95Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чижикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД