Любовь Чижикова
Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе. Психологические особенности младших школьников создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Публикация «Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе» размещена в разделах
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы в рамках реализации ФГОС.
Актуальными для современной начальной школы являются следующие вопросы: как сформировать способность у ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, как развивать у ребёнка потребность и способность искать новое? Необходимо целенаправленно учить детей тому, как вести исследовательский поиск, как развивать его исследовательские способности. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи в своей работе.
Цель работы: стимулировать развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников.
Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей; -выявление одарённых детей;
- умение работать с дополнительной литературой, - использование Интернета.
Главное для учителя – показать ребятам значимость их работы, вселить уверенность в своих силах, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Активизировать познавательный интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения.
Познавательная активность развивает познавательные силы.
На своих уроках я подбираю такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.
Очень важным средством является занимательность.
Элементы занимательности вызывают у детей интерес к процессу познания.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, рождается стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других.
Включая в процесс обучения младших школьников игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.
Детям нравятся уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия.
Можно сделать выводы о значении развития познавательного интереса ребят :
1. Создание положительной мотивации на уроке.
2. Обеспечение активной работы по смысловому анализу информации.
3. Развитие смысловой догадки ученика, обогащение словарного запаса.
4. Выработка необходимого темпа восприятия информации.
5. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.
Конечный результат моих усилий заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Большое значение для развития познавательных интересов учащихся имеет грамотное использование следующих приемов:
• создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать своё мнение;
• создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы;
• побуждение к поиску различных способов решения задачи;
• создание ситуации свободного выбора заданий;
• создание ситуаций обмена информацией между учащимися;
• создание ситуации самопроверки;
• выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности.
В работе я использую метод проектов.
Этот метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка.
Внедрение ИКТ на уроках позволяют сделать урок более ярким и увлекательным.