tamarakik@yandex.ru
Практические занятия по развитию речи учащихся в начальной школе
Практические занятия
по развитию речи учащихся в начальной школе
Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
Публикация «Практические занятия по развитию речи учащихся в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
Необходимо проводить в начале урока речевую разминку, в которую должны быть включены различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж)
Как кричит осел? (Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
3. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем?
Дети: Что же
Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!
4. Проведение игры " Птичья стая ".
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шё потом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо, как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения.
В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи : "Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи.
Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
"Сочиняем сказку".
Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях. Учеников необходимо постепенно приучать пользоваться толковым и орфографическим словарями.
По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы-сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинения отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей.
При работе над сочинением позволяю детям пользоваться словариком. Серьёзное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков.
Виды творческих работ на уроках русского языка
1. Творческое списывание:
Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.
Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание:
Вставь пропущенные глаголы с не.
Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»-. игроки. «Сорвать решающий матч!». капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю.»,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)
2. Терминологический диктант.
Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм
произношения слов.
Тема урока: «Лексическое значение слов».
1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).
3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).
4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве (филология).
3. Работа с фразеологизмами.
Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:
1. Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.
2. О ком так говорят?
Белая ворона звезд с неба не хватает
Гусь лапчатый правая рука
Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу
Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».
Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
Повесить нос (грустить)
Себе на уме (хитрый)
Гонять лодыря (бездельничать)
Во все лопатки (быстро)
Раз два и обчелся (мало)
Куры не клюют (много)
Кожа да кости (худой)
Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».
Задание: Восстанови фразеологизмы:
Купить. в мешке
Пустить. в огород
Делить шкуру неубитого.
Смотреть как. на новые ворота
Дуется как. на крупу
Набито как в бочке.
Писать как. лапой.
Таким образом, к концу начальной школы я должна подвести своих учеников к требованиям 5 класса, где продолжится работа по дальнейшему развитию умения точного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям.
Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над формированием и развитием речевой деятельности.
Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок.