Бесханум Исмаилова
Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Исмаилова Б. Ш.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №20
имени Р. Гамзатова
beskhanum.ismailova@mail.ru
Каждые четыре года у учителя начальной школы обновляется состав детишек, и все они несут в себе загадку, разгадка которой и есть задача учителя, укрепляющая его педагогическое мастерство и развивающая методическое воображение. В документах ФГОС определены требования к учителю. Он должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей» : быть сценаристом и режиссёром образовательного пространства, экспертом-консультантом по «вопросам детства и юности», ориентированным на инновационное поведение в профессии, руководителем творческой (проектной) группы, социальным менеджером в рамках школы и вуза, уметь выбирать, использовать современные образовательные технологии, быть исследователем-практиком.
Публикация «Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Смело могу сказать, что являюсь исполнителем многих ролей, но более подробно хотелось бы остановиться на исследователе-практике. Именно исследовательская работа является одним из важнейших путей привития у обучающегося умения учиться. Разные бывают люди: одни вылеплены из воска, другие высечены из камня; это вопрос не убеждений, а природы, и часто человек выбирает путь, мало соответствующий материалу, из которого он сделан. Это говорит о том, что каждый ребёнок уникален по своей природе, и если мы будем следовать его природе, то будем застрахованы от ошибок. Процесс обучения не должен быть принудительным и натасканным. Поэтому уже в первом классе я объединяю детей по интересам, которых выявляю посредством наблюдений и психологического теста «Карта интересов». Чем больше человек предаётся любимому делу, тем в большей степени он становится человеком и труд, который приносит удовольствие — это удача в жизни. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. И уже с первого года обучения я веду целенаправленную работу по формированию и взращиванию маленьких исследователей.
У меня в классе я выявила детей с интересом к рукоделию, художественной деятельности, математике, спорту и риторике, и прилагаю посильные усилия, чтобы не подавить их, а развить. Например, мои первоклашки-рукодельницы все свои проекты оформляют посредством тканей и ниток, художники - яркими рисунками, юные математики уже увлечённо защищают у доски свои способы решения задач и примеров, юные спортсмены рассказывают нам о своих кумирах, умело им подражают и являются блюстителями порядка в стенах класса.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Умение говорить - это визитная карточка человека. Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: "Заговори, чтобы я увидел тебя". Особое внимание на уроках русского языка обращаю на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Для реализации этих целей применяю такие формы работы, как театральные уроки, вечера или просто переменки или, что очень часто практикуется в моей педагогической деятельности - это создание фильмов с участием моих учеников, которые ещё и говорят на камеру. С информацией, добытой непосильным поисковым трудом, дети выступают у доски, даже самые робкие и застенчивые. Очень эффективно применяю современную технологию – диктофон. Ребята ежедневно отправляют мне выполненное задание через социальные сети или на электронную почту. Эта технология придаёт ещё уверенность в том, что ребенок дома читал.
Новое знание мои ученики получают в результате самостоятельного исследования, в частности слова, проводимого под моим чутким руководством. Им в этом помогают индивидуальные папки - справочники, в которых есть весь минимум правил, таблиц и определений по всем предметам за курс начальной школы, а также: орфоэпический минимум слов и необходимая образно-выразительная лексика. Методика подготовки такова: простым карандашом ученик галочкой отмечает те словосочетания, которые подходят по теме, затем, используя их, строит свои предложения, последовательно устанавливая плавную взаимосвязь.
При изучении новой буквы-именинницы в первом классе, обучающиеся дарят ей, как самой настоящей имениннице, подарки - сюрпризы: проекты «Живая Азбука», сказки, загадки, пословицы, рисунки, поделки из разных материалов, и со всем этим они выступают у доски, как самые настоящие артисты, что способствует развитию устной и письменной речи. Уже в первом классе мы завели корреспондентские блокнотики, в которых они записывают все интересные факты, новости и сведения, которые они получают из разных источников. В неделю один раз обучающиеся собираются и делятся своим накопительным материалом из этих блокнотиков, делают вывод и извлекают друг у друга занимательный материал. Учу детей запоминать яркие мысли поэтов и писателей и использовать их в своей речи. Таким образом, идёт колоссальная работа по учебному взаимодействию и развитию речи. В следующих начальных классах на этапе «минутка каллиграфии» букве посвящаются пословицы, фразеологизмы, записываются слова из орфоэпического минимума, одно предложение с образно-выразительной лексикой, имена великих людей, героев прошлых лет и настоящего времени, что способствует воспитанию патриотических чувств - всё это сопровождается краткими, заранее подготовленными, рассказами обучающихся, которые повествуются ими, будучи в роли преподавателя. «Человек успешно воспринимает 95% из того, что преподаёт кому-то ещё»,- говорил Уильям Глассер. Средства художественной выразительности ввожу уже в 1-ом классе в игровой форме. Например, учитель говорит: «Маленький ребё нок сказал бы: «Я сидел в темноте»,- а вот мои важные и умные ученики сказали бы как? – «Я сидел впотьмах».
На уроках эффективно использую приём «Пометки на полях» - смысловое чтение. Знаком «+» мы отмечаем известную информацию, знаком «!» - новую информацию. Данный прием требует активного и внимательного чтения.
В этом наборе у нескольких моих учеников наблюдается логоневроз - это речевая дисфункция, неспособность произносить звуки в правильной последовательности, при которой происходит сбой в нормальной работе артикуляционного аппарата. Решить данную проблему возможно только врачам.
Если необходимо увеличить скорость чтения, то помогаем себе рукой. Вытягиваем указательный палец и двигаемся вдоль каждой строки. На 10-20% скорость чтения увеличится. Если необходимо говорить медленнее, то использую поэтический тренинг. Учитель проговаривает ученикам: «Внимание (пауза между словами равна предыдущему слову) задание: необходимо прочитать любимое стихотворение так же, как я сейчас проговариваю. Важное условие всех приемов: никакой критики и никакого анализа. Идет простой набор всех идей и предложений.
Для развития обнаруженного интереса важна значимость проекта и ее востребованность в жизни школы, класса и т. д. Также важна ее практическая направленность, то есть результатом проекта можно будет воспользоваться, как готовым продуктом для проведения мероприятий, уроков, конкурсов и т. д. Я приучаю детей видеть необычное в обычном, задаваться вопросами и направляю их к тому, чтобы с урока они уходили с беспокойными мыслями: а что же завтра я узнаю от учителя, с чем же мне прийти на урок. Человек вырастает по мере того, как растут его цели, и ничто так не приближает к своему месту в жизни, как дело, которому готов посвятить всю свою жизнь. Дети могут сами назвать проблему, изъявив желание поработать над ней, а учитель - направить и показать интересные и новые приёмы работы над проектом.
Работу над проектом мы начинаем с проведения консультаций, бесед по избранной теме, с практических занятий, работы с компьютером и использования Интернет-ресурсов, сбора и изучения информации, использования материала, документов, книг, иллюстраций, электронных носителей и т. д.
Для защиты своей работы всем обучающимся необходимы коммуникативные способности, презентабельная внешность и индивидуальный речевой тренинг. Пейрафобия, или страх публично выступать. Именно эта проблема мешает многим сформулировать и выразить мысль. Я считаю необходимым сбалансировать уровень тревожности и расширить зону комфорта, выработать иммунитет к факторам, вызывающим волнения, панику, стресс. Для этого я трепетно создаю в течение каждого года ситуацию, приближенную к выступлению в аудитории перед зрителями.
С большим ликованием хочу отметить тот факт, что уже два раза мы не только успешно защитили свои проекты, но и получили хорошие отзывы из Москвы и Краснодарского края. Наша проектная работа «Дербент в числах и величинах» включена и опубликована в сборнике межрегиональной конференции 21 ноября 2017 года Краснодарского края. Продукт нашей исследовательской работы - сборник задач о достопримечательностях родного края-используется в разных регионах России и имел продолжение и в этом году в конкурсе «Первые шаги в науке», который проводился между учащимися 5-х классов. Исследовать Дербент мои ученики решили до 11 класса, продолжая собирать новые числовые сведения для составления задач, так как хотят рассказать всем об особенностях и многогранности своего родного города. «Дербент-город души моей, здесь каждый камень дышит жизнью»- говорят ученики в заключении своей работы.
Дети получили огромное удовлетворение от проделанной работы и осознания ее важности. Среди целей, которые я поставила перед собой были: стремление дать представление учащимся о культурных ценностях города Дербент, сообщить детям об интересных фактах региона, расширить их словарный запас, развить связность речи, мышление, творческие способности, воспитать культуру общения, уважение к собеседнику и учителям, а также поднять интерес к русскому языку и истории. В ходе всех наших исследовательских работ мои ученики уверенно и без капли волнения брали интервью у очень влиятельных и уважаемых респондентов, что, безусловно, способствует становлению уверенной в себе личности
Ценность такой творческой работы состоит ещё в том, что она способствует умственной активности, стремлению узнавать новое, интересное, помогает быть самостоятельными в выборе и решении поставленных задач, способствует воспитанию терпения и трудолюбия. Ребенок учится приобретать знания из различных источников, ориентироваться в огромном количестве информации в сети Интернет, жить и сотрудничать с другими детьми в команде, оказывая друг другу помощь и создавая нужный и востребованный «продукт», учится уважительному отношению к чужому труду, творчеству, умению выслушать чужое мнение и отстоять свои позиции, взаимо и самоуважению.
От начала проекта и до его конца у нас ведётся дневник учета выполненных работ. Дневник помогает участникам соблюдать последовательность действий: что сделано, а что еще нужно сделать. А я, как руководитель проекта, отслеживаю процесс всей работы и оцениваю её.
В проектной деятельности также важны оценка и осмысление результатов трудов. Это могут быть высказывания самих ребят о своей работе, ее анализ, фотографии, иллюстрирующие все этапы работы над проектом, отзывы одноклассников и учителей о проекте.
Многолетняя практика подтверждает, что именно младшие классы являются фундаментом успешного обучения учащихся в дальнейшем. И чем увлеченнее работает учитель, тем раньше он увидит результат своей деятельности.
К. И. Чуковский очень хорошо разбирался в детской психологии, чувствовал ребёнка, понимал его желания. Он высказал такую верную мысль: «Анализ - это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали». Учитель и должен стремиться к такому анализу – исследованию невидимого мира, который даёт мысль и безошибочно указывает на то, что надо исследовать.