Алла Александрова
Активизация познавательной деятельности дошкольников через реализацию метода проекта в сотрудничестве с семьей, ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
По первой годовой задаче мы использовали метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Нами был использован этот метод, интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.
Публикация «Активизация познавательной деятельности дошкольников через реализацию метода проекта в сотрудничестве с семьей, ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить”
– вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Цель: работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.
Задачи: проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются :
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Так как мы являемся базовой площадкой по экологическому воспитанию, в группе был создан единый проект «Живая душа природы», где дети совместно с родителями участвовали в краткосрочных проектах :
• «Водоемы родного края»
• «Птицы наши друзья»
• «Раз ромашка два ромашка»
• «Любимый питомец кошка Маруся»
• «Свойствах воды»
У родителей:
• повысится экологическая культура родителей и понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
• появится возможность участвовать в образовательной деятельности ДОУ по экологическому воспитанию ребенка.
У детей:
• будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
• поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
• разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
• научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
При реализации проекта проводили :
1. Социальные акции «Нашим рекам чистые берега», «Чистый город», «Чистый двор», собрания, развлечения
2. На территории нашего прогулочного участка совместно с родителями и детьми создана Метеостанция, где дети наблюдали за погодными условиями.
3. Дети с удовольствием наблюдали и ухаживали за растениями на участке
4. В группе создан экологический центр где размещены:
• уголок живой природы,
• огород на подоконнике и мини-лаборатория
• календарь погоды
• Дидактические игры экологической направленности («Кто где живет», «Природа и человек», «Живая и неживая природа», «Летает, бегает, плавает»).
5. Провели праздник «Эколята – друзья и защитники природы».
6. Посвящение детей в «Эколята – Дошколята» с вручением атрибутики (значки, пилотки, футболки) с логотипом «Эколята».
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.
Оформление тематических стендов:
«Города – Герои»
«Герои ВОВ»
«Дети – Герои ВОВ»
«Полевчане – Герои ВОВ»
«9 мая – День Победы!»
Результат проекта :
У воспитанников:
1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
4. Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение старших групп методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
У родителей:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Родительский всеобуч «75 лет со Дня Победы: мы помним, мы гордимся»
1. хроники военных событий
2. чтение стихов детьми и родителями
3. Оформление семейных альбомов «Спасибо деду за победу!». Вечер памяти: презентация альбомов (дети-родители).
4. Выставка детских рисунков, посвященных Великой Победе в группах, коридорах ДОУ
Консультации:
5. «Как рассказать ребенку о Великой отечественной войне»
6. «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
7. Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата, возложение цветов к вечному огню.
Проблема: Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта. Мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается.
Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это «Шкатулка Почемучки».
Вывод: Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти ребенка.
В перспективе продолжать работу по активизации познавательной деятельности детей через реализацию метода проекта в сотрудничестве с семьей, ДОУ, социальными партнёрами.