Елена Руслановна Хатагова
Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Цель нашего исследования: определить уровень агрессии учащихся 3-х классов.
Задачи исследования:
• изучить литературу по агрессивности;
• продолжить исследование: определить контрольную и экспериментальную группу;
Публикация «Консультация „Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• провести занятия по снижению уровня агрессии в экспериментальной группе;
• провести анализ полученных данных.
Объект нашего исследования: обучающиеся 3-х классов.
Предмет: уровень агрессии в 3-х классах.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень агрессии в экспериментальной группе снизится благодаря занятиям, направленным на снижение агрессивности (Г. Б. Монина)
Методы исследования:
тест агрессивности – опросник Л. Г. Почебут
База исследования: прогимназия «Эрудит»
Существуют следующие виды агрессии :
Физическая агрессия
Вербальная агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Подозрительность
Обида
Негативизм
Причинами агрессии становятся :
низкий уровень общения;
ограничение свободы, активности; самовыражения;
отклонение в поведении;
проблемы воспитания;
неумение отвечать за свои поступки;
комплекс неполноценности;
защитная реакция на страх.
Проявляется агрессия следующим образом : драки, грубость, оскорбления, вспыльчивость, крики, обида, злость.
Последствия агрессии : унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, безысходность, тревога, беспомощность, ненужность, ответная агрессия.
В 2014 году в нашем исследовании приняли участие 28 обучающихся, из них 12 мальчиков и 16 девочек. С помощью опросника Л. Г. Почебут, мы обследовали респондентов по пяти шкалам.
Тип агрессии ДА НЕТ
Вербальная А 1,2,9,10,25,26,33 17
Физическая А 3,4,11,18,19,28,34 27
Предметная А 5,12,13,21,29,35,36 20
Эмоциональная А 6,14,15,22,30,37,38 23
Самоагрессия 7,8,16,24,32,39,40 31
Вербальная агрессия- человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
Физическая агрессия- человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
Предметная агрессия- человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия- у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия- человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствует или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Это исследование было проведено в 2014 году в моем классе 2 «Б».
Из 28 детей:
у 5 детей выражена вербальная агрессия;
у 7-физическая;
у 6-предметная;
у 7-эмоциональная;
у 11-самоагрессия.
Мой класс 2 «Б»- 3 «Б» (2014-2015гг.) стал экспериментальной группой. А контрольной группой стал 2 «А» - 3 «А» класс, в котором обучается 30 детей.
Из 30 детей в 3 «А» (контрольная группа) :
у 6 детей выражена вербальная агрессия;
у 11-физическая;
у 6-предметная;
у 7-эмоциональная;
у 6-самоагрессия.
Сравнение уровня разных видов агрессий у обучающихся 3 «А» и 3 «Б» :
в вербальной агрессии разница между 3 «А» и 3 «Б» незначительная, лишь на 1 балл (выше 3 «А»);
в физической агрессии – на 4 балла (выше 3 «А»);
в предметной агрессии – одинаковое количество;
в эмоциональной агрессии – одинаковое количество;
но в самоагрессии 3 «Б» опередил 3 «А» на 5 баллов.
Разница в цифрах незначительная. Следовательно, степень агрессии в двух классах практически находится на одном уровне.
Пути преодоления:
Я посетила тренинг Галины Борисовны Мониной «Лекарство от злости, или как понять и помочь агрессивному ребенку». Изучила игры, которые помогают преодолевать агрессивность, и мы в экспериментальной группе (3 «Б») стали проводить упражнения, которые направлены на снижение уровня агрессии с марта 2014 года по февраль 2015 года. С 3 «А» такие упражнения не проводились.
Игры и упражнения, которые проводились в моем классе:
• Игра «Волшебные шарики»
• Игра «Добрые привидения»
• Рисуем настроение
• Игра «Дракон кусает свой хвост»
• Игра «Мой хороший попугай»
• Игра «Сороконожка» и др.
После проведения занятий в 3 «Б», мы провели тест агрессивности – опросник Л. Г. Почебут в контрольной (3 «А») и экспериментальной (3 «Б») группах. И вот какие результаты мы получили. Все виды агрессии в экспериментальной группе значительно снизились.
Из 28 детей экспериментальной группы:
у 2 детей выражена вербальная агрессия;
у 3- физическая;
у 2- предметная;
у 3- эмоциональная;
у 3- самоагрессия.
Сравнение уровня разных видов агрессий у обучающихся 3 «А» и 3 «Б» после занятий: испытуемые из экспериментальной группы стали гораздо меньше кричать, ругаться, драться, ломать предметы, злиться на самих себя и эмоционально реагировать на различные ситуации. Тренинг помог моему классу снизить уровень агрессии.
Список литературы.
1. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М. : Генезис, 2011.- 216с.
2. Колосова С. Л. Детская агрессия. - Спб. : Питер (издание 1-е, 2004.- 224с.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. - М. : Генезис, 2010.-150с.