Получи документы

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст

Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка происходят значительные изменения. Эти изменения охватывают все стороны речи: активно развиваются звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь ребенка. Рассмотрим названные направления развития речи подробно.

Темочки:

Дети четвертого года жизни уже усвоили навыки произношения многих звуков, в их речи исчезло смягченное произнесение согласных звуков и замены их на [т`], [д`]. Слова, в составе которых есть мягкий [л`] и йотированные гласные, звучат уже в соответствии с нормами родного языка. Появляются свистящие звуки: [с], [с`], [з], [з`]. При этом дети не только хорошо произносят звук, но и приобретают умение слышать их в составе слова. В пять лет заканчивается формирование произношения шипящих звуков ([ш], [ж], их различение в речи и на слух продолжает совершенствоваться на протяжении всего шестого года жизни. В период от пяти до шести лет улучшается способность детей к дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих согласных. Одними из наиболее поздно усваиваемых звуков являются соноры [р], [р`]. В шесть лет еще допускается их нечеткое произнесение, однако к концу дошкольного периода дети уже правильно произносят и различают все фонемы родного языка.

На протяжении дошкольного этапа происходит бурное развитие словарного запаса ребенка. Это выражается в изменении лексического строя языка как по количественным, так и по качественным параметрам. Ребенок не только понимает и употребляет разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, но и активно овладевает способами их образования. Не случайно период от четырех до пяти лет признается всеми исследователями возрастом словотворчества. Именно в это время в речи ребенка появляется множество самостоятельно сконструированных слов, которые ребенок не мог заимствовать из речи окружающих: «другостранец» - иностранец, «намакаронился» - наелся макарон, «лягавая» - лошадь, которая лягается и тому подобное. Период словотворчества является обязательным на пути овладения родным языком и свидетельствует о том, что развитие речи протекает нормально. Впоследствии, к пяти - шестилетнему возрасту словотворчество постепенно угасает, уступая место нормативному словообразованию, совпадающему с нормами родного языка. К концу дошкольного периода ребенок уже может самостоятельно образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, и объяснять их значение с помощью развернутого высказывания.

В этом возрасте существенно возрастают возможности ребенка в овладении грамматическим строем языка. Так, четырехлетний ребенок уже самостоятельно выстраивает не только простые, но и сложные предложения. Он уже владеет навыками согласования членов предложения по грамматическим категориям числа, рода, падежа и активно использует в речи простые и большинство сложных предлогов. К 5-6 годам эти навыки совершенствуются: можно говорить о полном усвоении грамматического строя родного языка.

Успешность в овладении лексикой и грамматикой теснейшим образом связана с развитием связной речи ребенка. Уже в 3-4 года ребенок владеет навыками ведения диалога и монолога: может сам формулировать вопросы, дает развернутый ответ на вопросы взрослого, способен выучить и рассказать наизусть короткое стихотворение, осуществляет пересказ небольшого по объему текста. В возрасте 5-6 лет возможности ребенка в составлении рассказов значительно возрастают. Дети охотно и с удовольствием описывают события, происходящие в реальной действительности, пересказывают сказки, содержание фильмов и мультфильмов. В этот период особенно активно развиваются возможности детей в области творческого рассказывания. Так, ребенок успешно справляется с составлением рассказов по выдуманным событиям, может самостоятельно придумать новое начало или финал уже известной истории. Характерной особенностью при этом является четкое соблюдение ребенком логико-временных и причинно-следственных связей в излагаемом рассказе, наличие в нем разнообразных лексических средств, эмоциональная и интонационная выразительность рассказчика.

К концу дошкольного возраста речь уже сформирована как полноценное средство общения.

Школьный возраст

Протяженность этого этапа – от 7 до 17 лет. В течение этого времени происходит овладение новыми видами деятельности, требующее значительного совершенствования и даже перестройки речевой деятельности. Ребенок овладевает новой терминологией (школьной и учебной, учится вести учебный диалог и монолог, используя новые лексико-грамматические средства. Одни из самых важных изменений связаны с овладением письменной речью, а именно – письмом и чтением. В связи с этим в начале школьного этапа обучения совершенствуются все речевые умения и навыки детей, сформированные раннее, в дошкольном возрасте. Закрепляется осознанное отношение детей к правильному оформлению своей речи, формируются навыки более точного контроля за своими высказываниями и речью окружающих людей. В начальные периоды обучения дети овладевают операциями звукового анализа и синтеза, знакомятся с буквами, овладевают навыками письма и слитного послогового чтения. Письменная речь постепенно становится средством получения и выражения знаний учащихся.

Логопедия. Теория и практика / под ред. Филичевой Т. Б. - изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Эксмо, 2018. - 608 с.

Публикации по теме:

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Консультация для родителей по развитию связной речи «Особенности речевого развития у ребёнка 3–4 лет» Нарушения речевого развития - одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте» Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте». Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» Особенности речевого развития детей раннего возраста[/b]Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте»
Опубликовано: 24 января 2019 в 09:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Яшина Екатерина Андреевна (УИ 1680957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД