Ангелина Гайдукова
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Автор: Гайдукова Ангелина Владимировна
Организация: МКДОУ «Детский сад №14 «Рябинушка»
Населенный пункт: Калужская область, город Людиново
Агре ссия (от лат. aggressi — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Публикация «Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Агрессивность человека не связана с полом человека, но зависит от культурной (социальной) среды.
Личностные особенности, которые влияют на развитие агрессивности
• Склонность к импульсивным поступкам.
• Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворённости, обиду, дискомфорт.
• Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия).
• Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.
• Ребёнок, наблюдающий за родителем, который использует физические выражения гнева, такие как удар по стене, скорее всего, будет использовать то же поведение. Ребёнок, который наблюдает, что родитель спокойно справляется с гневом, с большей вероятностью будет делать то же самое.
Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни.
Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Такие дети для них являются раздражителями, а разговор о них, как правило, ведется в осуждающих выражениях: «нахал», «хулиган», «грубиян» и т. д. — такие высказывания взрослых достаются всем детям с агрессивным поведением без исключения, не только в общественных местах, но и дома.
Для того чтобы добиться положительного результата работы с агрессивным ребенком, необходимо, чтобы работа с ним носила системный, комплексный характер.
Выделяем блоки — ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также выражению негативной ситуации в целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными ЭМОЦИЯМИ.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
Отдельным блоком выделяем консультационную работу с родителями, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему бесценный опыт (бывает, что и первый в его жизни). Дети понимают, что взрослые бывают разные, а мир не так уж и плох. Это может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Количество проводимых занятий у дошкольников не менее 1-2 раза в неделю и не более 30 минут.
Рассмотрим примерные упражнения на снижение агрессивности.
Мы широко используем такие способы:
- комкать и рвать бумагу;
- топать ногами;
- громко кричать (при таком способе нужно сделать «трубочку» из плотной бумаги и кричать нужно в нее);
- втирать пластилин в картонку или бумагу;
- в домашних условиях, можно разрешить ребенку бить подушку.
Для того чтобы работа была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти способы. Также предлагаем включить в работу следующие упражнения:
Упражнение 1. Пластическое изображение агрессии (гнева, переживание такого поведения через движение (можно выполнять как в группе, так и индивидуально)
1. Просим детей сесть в произвольную позу. Затем просим их вспомнить или подумать о той ситуации либо человеке, которая вызывает у них наибольшее чувство раздражения или агрессии.
2. Просим их сосредоточиться на своих ощущениях и подумать, в каком месте, т. е. в какой части тела эти ощущения наиболее сильные.
3. Затем просим их встать и начать совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те негативные ощущения, которые они испытывают. Причем, движения должны исходить из той части тела, где негативные ощущения наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
4. Обсуждения с детьми:
• было легко выполнить это упражнение?;
• в чем вы испытывали затруднение?;
• что вы чувствовали во время выполнения упражнения?;
• ваше состояние изменилось после выполнения упражнения.
Упражнение 2. Рисование собственного гнева (агрессии)
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные карандаши. (упражнение выполняется индивидуально)
1. Просим ребенка подумать о той ситуации (человеке, которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны.
2. Просим ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсуждаем это с ребенком.
3. Когда ребенок рассказывает о своих ощущениях,
спрашиваем его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли
ты изобразить его в виде рисунка?»
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при
этом искренний интерес, и отметить:
• что изображено на рисунке;
• что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
• может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
• изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
5. Затем интересуемся у ребенка, что с этим рисунком он бы хотел сделать.
Как показывает практика, некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей говорят, что рисунок изменился или стал другим. В этом случае стоит попросить ребенка нарисовать новый (измененный) вариант и также обсудить его с ребенком:
• Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант своего гнева (агрессии?;
• Ты можешь поговорить от нового лица?;
• Каким стало твое состояние теперь?
Очень часто дети в ходе рисования своего гнева (ярости, агрессии)
начинают высказывать все, что они думают по поводу своей ситуации и своего обидчика. Не надо мешать им, чем более насыщеннее будет их рассказ, тем эффективнее это будет способствовать изменению их эмоционального состояния в целом.
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей очень высок.
Список литературы
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. :ЧеРо72002.
2. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л, Неймера. — Ростов н/ Д: Феникс, 2003.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Ј. И. Рогов. —М., 2003.
4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/ Д: Феникс, 2004.