Ирина Гурова
Агрессия у ребенка. Что делать…
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность ребенка – весьма актуальная проблема для родителей, педагогов и для общества в целом, так как по мере взросления человек проецирует свои протесты на других людей и их имущество. Число детей с повышенной агрессивностью растет с каждым годом, поэтому родителям важно научиться адекватно реагировать на проявление агрессии у ребенка.
Рост агрессивного поведения среди детей обусловлен рядом причин:
Публикация «Агрессия у ребенка, Что делать…» размещена в разделах
- неприемлемыми социальными условиями для ребенка; - неправильным воспитанием или негативным климатом в семье; - недостатком внимания со стороны школы к агрессии ребенка; - увеличением процента неблагоприятных родов, способствующих повреждению головного мозга новорожденного; - Компьютерные игры, фильмы, передачи агрессивной направленности.
Правильная реакция на агрессию ребенка
Практически в каждом случае проявления детской агрессии необходимо вмешательство взрослого человека. Такое вмешательство позволит уменьшить или вообще избежать деструктивных действий в напряженных ситуациях. Знание специальных рекомендаций, с помощью которых можно наиболее конструктивно воздействовать на агрессивное поведение детей, поможет родителям и педагогам разрешить конфликты и предотвратить их в дальнейшем.
Соблюдаем спокойствие
Адекватная агрессия является инстинктом человека, поэтому она присуща каждому. Целью такой формы поведения является защитная реакция. В случаях, когда агрессия ребенка вполне объяснима и не представляет опасности для его сверстников, рекомендуется выбрать следующие стратегии поведения:
- проигнорировать негативную реакцию. Игнорирование является довольно мощным способом прекращения агрессивного поведения. Но важно понимать, что игнорировать допустимо только слабую агрессию;
- выслушать и дать ребенку понять, что вам знакомы и понятны его чувства;
- предложить ребенку какое-либо задание с целью переключить его внимание с проблемы на что-то иное;
- обозначить причины поведения (например, объяснить ребенку, что он злится, потому что утомился).
Акцентируем внимание на поступках
Когда ребенок успокоится и придет в состояние равновесия, нужно обсудить с ним поступки и поведение во время проявления им агрессии. Давать оценку его действиям не следует, так как критика может вызвать протест и увести от решения проблемы. Чтобы провести четкую грань между поступками и личностью, достаточно ограничиться обсуждением только того, что происходило в настоящий момент, исключая прошлые поступки. Популярное «чтение морали» может вызвать у ребенка только обиду, поэтому рекомендуется доброжелательно и твердо, не переходя на личность ребенка, указать на негативные последствия такого поведения и научить другим способам решения конфликтных ситуаций.
Для установления с ребенком взаимосвязи можно использовать следующие приемы:
- констатировать факт того, что ребенок ведет себя агрессивно;
- задать конкретизирующий вопрос о чувствах ребенка в данный момент;
- раскрыть мотивы недружелюбного поведения с помощью прямых вопросов;
- дать ребенку понять, что вы чувствуете по отношению к агрессивному поведению;
- напоминать о договоренностях и ранее установленных правилах.
Важно помнить, что «разбор полетов» стоит проводить только наедине с ребенком, в спокойной обстановке, и самому быть в состоянии спокойствия.
Контролируем собственные негативные эмоции
Когда ребенок проявляет агрессивное поведение, даже у взрослого человека это может вызвать сильные отрицательные эмоции. Но давайте поразмыслим, как ребенок сможет справиться со своей агрессией, если родитель или педагог подкрепляет ее своей негативной реакцией? Чтобы сохранить с ребенком хорошие отношения и продемонстрировать правильное поведение в конфликтной ситуации, необходимо избегать типичных ошибок, усиливающих напряжение и агрессию :
- повышение голоса, угрожающий тон; - демонстрация собственной власти; - негодование, - агрессивные жесты и позы; - высмеивание, ирония, передразнивание; - отрицательная личностная оценка ребенка, его родителей или друзей; - применение физической силы; - вовлечение посторонних людей в конфликт; - «чтение морали», нотации, угрозы; - обобщение или сравнение ребенка с кем-то другим; - командный тон, невыполнимые и жестокие требования; - подкуп, оправдания.
Бережем репутацию ребенка
Ребенку признавать свои ошибки и поражения сложнее, чем взрослому, ведь публичное порицание и отрицательная оценка для него страшнее всего. Любой ценой он будет пытаться избежать осуждения, используя защитные реакции и включая агрессивное поведение.
Чтобы помочь ребенку сохранить его положительную репутацию, можно использовать следующие методы:
- публично снизить вину ребенка, но в личной беседе показать истинное положение вещей;
- позволить ребенку проявить самостоятельность в выполнении вашего требования, не требовать беспрекословного подчинения. Такое требование может спровоцировать новую агрессию;
- обучать ребенка навыкам конструктивного поведения.
Демонстрируем модель правильного поведения
Чтобы научить ребенка контролировать свою агрессию, необходимо демонстрировать ему модель правильного поведения и быть искренним. Причем, чем младше ребенок, тем более дружелюбным должно быть ваше поведение по отношению к агрессивной реакции ребенка. Приведем примеры конструктивного поведения, направленные на разрешение конфликта:
- слушание без анализа, позволяющее собеседнику высказать точку зрения. Прием так же известен, как умение внимать молча;
- пауза, предоставляющая возможность ребенку выдохнуть и успокоиться;
- невербальные (жесты, мимика, объятия) средства, помогающие внушить спокойствие;
- наводящие вопросы, для прояснения ситуации;
- использование юмора;
- признание и принятие чувств собеседника, в данном случае ребенка).
Типы агрессивных людей и взаимодействие с ними
1. Гиперактивно-агрессивный тип
Детям с повышенной гиперактивностью очень сложно быть послушными и соблюдать дисциплину. Воспитываясь в атмосфере вседозволенности, они могут становиться агрессивными, попадая в общество сверстников. Важно грамотно выстроить систему запретов или ограничений для таких детей, используя метод игры. Необходимо научить ребенка признавать свои ошибки, сочувствовать и сопереживать сверстникам, взрослым людям и остальному окружающему миру через игру.
2. Агрессивно-обидчивый тип
Особенности организма и нервной системы также могут стать причиной агрессивного поведения. Если ребенок раздражителен и раним, то малейшая обида может спровоцировать взрыв агрессии. В таких случаях важно помочь ребенку с психологической разрядкой – например, с помощью активных и шумных игр.
3. Агрессивный тип с вызывающим поведением
Если родители редко общаются с ребенком, не достаточно уделяют ему внимания, это может быть причиной того, что семья перестанет быть эталоном для подражания. В таких случаях ребенок проявляет агрессию только по отношению к родителям. Ему становится скучно, и он проецирует на вас свои проблемы и настроение. Если вы это заметили, то постарайтесь решить проблемы ребенка вместе с ним, включайтесь в позитивное общение.
4. Агрессивно-боязливый тип
Часто агрессивность является защитной реакцией ребенка на какую-либо угрозу, пусть даже мнимую. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом, необходимо моделировать и преодолевать различные ситуации, балансирующие на грани неприятного с приятным. Приятного всегда должно быть немножко больше.
5. Агрессивно-бесчувственный тип
Существуют дети, у которых в силу особенностей характера или условий воспитания нарушена способность к сопереживанию и эмоциональному сочувствию. Они часто и быстро раздражаются или наоборот – держатся равнодушно, грубят, дерутся, плохо обращаются с животными. При этом им трудно понять, что кому-то их действия причиняют боль.
Чтобы вызвать у ребенка гуманные чувства и поведение, нужно чаще гладить животных, ухаживать за ними, обращать внимание на чувства другого человека и самого ребенка, проговаривать собственные чувства и стимулировать желание оказать помощь, сопереживать.