Анна Пономаренко
План проведения консультации на тему «Жестокость и агрессия ребенка старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема консультации : «Жестокость и агрессия ребенка старшего дошкольного возраста».
Цель консультации : помочь родителям в разрешении проблемы детской агрессивности.
Задачи:
1. Выявить причины детской агрессии.
2. Подобрать для родителей практические рекомендации по преодолению проблемы агрессивности ребенка.
Публикация «План проведения консультации на тему „Жестокость и агрессия ребенка старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
3. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка.
Примерные вопросы к родителям:
1. Почему Вас волнует проблема детской агрессии?
2. Когда она началась?
3. Как ребенок проявляет агрессию?
4. Как Вы реагируете на агрессию? Что делаете?
5. Что является причиной агрессивности?
6. Обращались ли Вы за помощью? К кому?
7. Не проявляет ли кто в семье агрессию по отношению к членам семьи?
8. Где он мог наблюдать сцены насилия?
Практические рекомендации для родителей:
1. Некоторые педагоги-психологи рекомендуют работу с агрессивным ребенком начинать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений и причин агрессивности. Этими причинами могут быть:
- стиль воспитания (гипер- и гипоопека);
- индивидуальные особенности ребенка;
- не знание норм и правил поведения ребенка;
- одобряемая взрослыми форма поведения;
- много дозволенного и вдруг запрет;
- не сформированность функций самоконтроля и произвольности;
- наблюдение сцен насилия в семье, телевизоре, компьютерных играх;
- использование физических наказаний в семье;
- нет отпора на агрессию ребенка;
- другое.
Выявив причину, Вы сможете лучше понять данную проблему.
2. Так же психологи отмечают, что гнев, ярость ребенка является приемлемыми чувствами. Но Вам необходимо показать другие способы их выражения: ”Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делается, скажи об этом словами или выбери для игры кого – ни будь другого”. «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».
3. Поймите, что ребенок, проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
4. Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявление жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой не справедливости, как бы ты почувствовал себя на его месте?».
5. Классик педагогики В. Сухомлинский уделял большое значение похвале, одобрению, как методу воспитания. Поэтому не скупитесь на ласку, когда ребенок проявляет хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг», «Молодец, поделился своей игрушкой т. д».
6. Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте только за конкретные поступки, делайте это сразу, а не в отдаленном будущем, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают.
7. Покупайте ребенку больше книг, создайте библиотеку из книжек- малышек. Вместе читайте произведения О. Осевой «Синие листья», Н. Носова «Приключение Незнайки» и др.
8. Развивайте способность к состраданию, проявления сочувствия. С. Н. Николаева рекомендует родителям приобрести домашнее животное (черепаха, рыбки) для того, чтобы ребенок мог проявить эти качества, ухаживая за ними.
9. Старайтесь, чтобы ваш ребенок не смотрел фильмы и мультфильмы с проявлением насилия, жестокости. Устраивайте совместные просмотры добрых фильмов, обсуждайте хорошие и плохие поступки персонажей. Я рекомендую посмотреть фильмы: «Новогоднее приключение Маши Вити», «Варвара краса длинная коса», «Королевство кривых зеркал», «Кот в сапогах» и др. сказки. А также мультфильмы: «Ну, погоди», «Про крокодила Гену», «Кот Леопольд» и др.
10. Не критикуйте постоянно ребенка, а то он научиться ненавидеть. Делайте замечание корректно с установкой на будущую положительную деятельность. «Сегодня ты отнял у Сережи игрушку – это плохо, ты его сильно обидел, но в следующий раз ты будешь внимательнее, добрее и будешь в месте с ним играть (или поделишься своей игрушкой)».
11. Используйте в работе с ребенком разнообразные изобразительные материалы: краски, гуашь, глину, песок, природный материал. Создавайте совместные композиции на разные темы.
12. Запишите ребенка в спортивную секцию, где нужна дисциплина и где он сможет выплеснуть лишнюю энергию, с учетом интересов Вашего ребенка. Это может быть футбол, баскетбол, разные виды борьбы, спортивные танцы.
13. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
14. Разработать в семье систему предупредительных знаков, которые помогут ребенку контролировать свое поведение. Например, скрещенные руки – нельзя, рука, приложенная к сердцу, - твой поступок приносит мне боль, закрытые руками уши, рот, - не хочу слышать твои слова. Данных правил должны придерживаться все члены семьи. Поэтому при проявлении агрессивности ребенка необходимо помочь ребенку контролировать себя, используя предупредительный знак.
15. Играйте со своим ребенком в игры, которые помогут выплеснуть гнев в приемлемой форме; научить понимать чувства других детей, оказывать поддержку и сопереживать; контролировать свое поведение; развивать чувство импатии; настроить на спокойный лад.
Разрешите Вас познакомить с некоторыми играми, упражнениями, которые Вы можете использовать дома для решения проблемы. Например:
Игра «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т. д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»
Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребё нка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.
Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереотип и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается (2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).
ИГРА «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час „можно“, когда ребёнку разрешается делать почти всё : прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.
Примечание: „часы“ можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Рефлексия
Итак, мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессивности. Скажите, пожалуйста, что Вы будите делать, если Ваш ребенок отнял игрушку у другого ребенка, какую рекомендацию Вы бы применили в этой ситуации?
Буду рада, если помогла Вам разобраться в ситуации. Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и в детском саду через неделю. До свидания.