Эльвира Купеева
Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»
Подготовила и провела: Купеева Э. А
2017 г.
Ход тренинга:
Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.
На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши
Публикация «Тренинг для родителей „У ребенка кризис трех лет, Что делать?“» размещена в разделах
Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.
Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.
Игра «Поприветствуем друг друга».
Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.
Установка
Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга :
• «Сегодня я научусь…»;
• «Сегодня я стану…»;
• «Отныне я буду…».
Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»
Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например, «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)
Ведущий: а теперь поговорим о наших детях, их качествах.
Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Я раздам каждому из вас лист с изображением двух ладоней–ваша задача, на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.
(Родители представляют свои описания).
Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.
Ведущий: Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.
(Участники тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том, как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОУ).
Ведущий: Вы увидели, какими за 9 месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому научились. Но нервная система дошкольника трех лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?
(Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка).
Задание «Особенности поведения»
Ведущий: сейчас я раздам вам карточки с утверждениями. Ваша задача– отметить те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей:
• Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
• Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
• Не воспринимает мнение других.
• Часто устраивает истерики.
• Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
• Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.
• Ругается, дразнится, обзывает родителей.
• Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
• Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
• Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.
(По желанию родители озвучивают свои ответы)
Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад, родитель – на работу. Что это?
Родители : Это кризис.
Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критически. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.
Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й симптом – негативизм
Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали:
1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)
2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)
3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)
4. Цветок. ( Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)
9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)
Правильный ответ: негативизм.
Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.
2-й симптом – упрямство
Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:
• волк, который смотрит вдаль;
• лиса, которая прижалась к лисенку;
• кролик, который прячется в траве;
• рычащий тигр;
• бегущий поросенок;
• белочка, которая грызет орешки;
• осел, стоящий на одном месте;
• тигр, который лежит на камне;
• кабан перед нападением;
• мирно гуляющий козлик;
• медленно бредущий медведь;
• обезьяна, которая грызет ветку бамбука.
Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.
Правильный ответ: осел.
Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет : «Сказал: «Не встану» – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).
Правильный ответ: строптивость.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
3-й симптом – своеволие
Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.
По горизонтали:
1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)
Правильный ответ: своеволие.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
Игра «Закончи мысль»
Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.
Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение «Мусорное ведро»
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.
Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.
Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов) правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Ведущий спрашивает участников:
• Что нового вы узнали?
• Что важного открыли для себя?
• Что удивило?
• Что обрадовало?
• С чем уходите?
Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:
• Сегодня я понял…
• Сегодня я стал…
• Сегодня я научился…
• Отныне я буду…
Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными, и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.
Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает
стихотворение Л. А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.
Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!