Получи документы

Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»

Эльвира Купеева
Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «У ребенка кризис трех лет. Что делать

Подготовила и провела: Купеева Э. А

2017 г.

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.

На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши

Публикация «Тренинг для родителей „У ребенка кризис трех лет, Что делать?“» размещена в разделах

Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.

Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Поприветствуем друг друга».

Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

Установка

Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга :

«Сегодня я научусь…»;

«Сегодня я стану…»;

«Отныне я буду…».

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например, «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)

Ведущий: а теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок

Я раздам каждому из вас лист с изображением двух ладоней–ваша задача, на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.

(Родители представляют свои описания).

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

Ведущий: Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

(Участники тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том, как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОУ).

Ведущий: Вы увидели, какими за 9 месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому научились. Но нервная система дошкольника трех лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?

(Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка).

Задание «Особенности поведения»

Ведущий: сейчас я раздам вам карточки с утверждениями. Ваша задача– отметить те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей:

• Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

• Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

• Не воспринимает мнение других.

• Часто устраивает истерики.

• Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

• Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.

• Ругается, дразнится, обзывает родителей.

• Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

• Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

(По желанию родители озвучивают свои ответы)

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад, родитель – на работу. Что это?

Родители : Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критически. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

По горизонтали:

1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)

2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)

3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)

4. Цветок. ( Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)

7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)

9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

• волк, который смотрит вдаль;

• лиса, которая прижалась к лисенку;

• кролик, который прячется в траве;

• рычащий тигр;

• бегущий поросенок;

• белочка, которая грызет орешки;

• осел, стоящий на одном месте;

• тигр, который лежит на камне;

• кабан перед нападением;

• мирно гуляющий козлик;

• медленно бредущий медведь;

• обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет : «Сказал: «Не встану» – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

3-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

По горизонтали:

1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)

4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

Игра «Закончи мысль»

Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро»

Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.

Упражнение «Хвасталки»

Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов) правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило

и вырабатывают общую стратегию поведения.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

• Что нового вы узнали?

• Что важного открыли для себя?

• Что удивило?

• Что обрадовало?

• С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

• Сегодня я понял…

• Сегодня я стал…

• Сегодня я научился…

• Отныне я буду…

Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными, и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает

стихотворение Л. А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.

Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» - Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. - Позвольте малышу.

Консультации для родителей «Кризис трех лет» Консультации для родителей «Кризис трех лет»Подготовила воспитатель:Гафурова. Ю. И. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей «Кризис трех лет» Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет. По тому, на кого направлен.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ХМР «Детскийсад «Березка» п. Горноправдинск» Консультация родителям и воспитателям.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

Кризис трех лет Кризис трех лет. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, поэтому мы наблюдаем.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Ребенок начинает капризничать,.

Консультация для родителей «Кризис трех лет»Консультация для родителей «Кризис трех лет» Термин "кризис трех лет" - название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального.

Консультация для родителей «Зеркальное письмо. Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия» Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия … Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 12:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Купеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД