Ковальская Ксения
Детские истерики. Что делать?
▼ Скачать + Заказать документы
учитель-дефектолог ГБДОУ №113 Фрунзенского района, СПб.
Истерика - это естественный процесс развития эмоционально - волевой сферы ребенка, а значит - это нормально!
Возраст с 18 месяцев до 6 лет считается трудным. В период с 18 до 24 месяцев ребенок начинает осознавать собственное «Я» и вместе с тем – собственную волю: «Я могу делать всё что хочу». И прежде чем ребенок научится следовать правилам и соблюдать границы ему нужна практика. Конечно ему это не нравится и поэтому свою злость ребенок выражает теми способами, которыми может (в это время у ребенка еще не развит так называемый «верхний мозг» который отвечает за способность к самоконтролю и саморегуляции. Ребенок действует через «нижний» - эмоциональный мозг. Его захлестывают эмоции, он швыряет игрушки, дерется, кричит, плачет и т. д.)
Публикация «Детские истерики, Что делать?» размещена в разделах
Мы должны давать ребенку то что ему нужно, но не обязательно то, что он хочет! И для этого необходимо установить четкие границы. Таким образом ребенок все время находится в одном из двух вариантов конфликта «Я хочу, но не должен»/ «Я должен, но не хочу». Естественно это вызывает злость, которая часто выражается в форме истерик.
Истина – в нашей реакции. У нас есть два варианта: первый – мы подаемся на эмоции ребенка, принимаем истерику на свой счет и тоже начинаем кричать и ругаться. Что из этого извлекает ребенок: «Кричать и ругаться – это нормально. Когда я кричу – родители тоже кричат (интересно кто кого победит) ." Таким образом поведение закрепляется и истерика становится регулярной практикой.
Второй вариант: не поддаемся на эмоции ребенка, не принимаем истерику на свой счет, сохраняем спокойствие и доброжелательность. Что в этой ситуации узнает ребенок: «Когда я кричу – мои родители сохраняют спокойствие и настаивают на том что я должен или мне нужно сделать. Моя истерика не играет в этом никакой роли, истерикой от них ничего не добьешься.»
Кроме того – когда ребенка захлестывают эмоции, он теряет самоконтроль ему очень важно чувствовать что вы контролируете ситуацию, и сохраняете спокойствие. Утешать, жалеть, но не поддаваться на эмоции!
Представьте себя на месте ребенка: когда вы находитесь в высоко-эмоциональном состоянии хочется ли вам рядом иметь человека, который будет вам в ответ кричать, говорить не плакать и т. д.? Конечно нет. Когда мы находимся в таком состоянии нам хочется кого то, кто нас поймет пожалеет.
Что же делать?
Старайтесь предугадывать капризы ребенка, чтобы предотвратить их.
Самая распространенная ошибка – это ждать, пока его поведение выйдет из-под контроля полностью. Необходимо научиться предугадывать состояние ребенка, еще до того как произойдет вспышка. Обратите внимание на характерные предвестники бури – хныканье, беспокойство, напряжение, и постарайтесь отвлечь его при первых же признаках раздражения. Сами малыши еще не умеют контролировать эмоции, поэтому родители должны помогать им.
Мы не обязательно принимаем поведение ребенка, но мы принимаем его чувства. Можно погладить, обнять, сказать «Мой хороший, ты расстроился что мы ушли с площадки (например)» и больше ничего говорить не нужно. Когда ребенок чувствует что его поняли - ему гораздо легче успокоится.
"Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи пожалуйста спокойно, что ты хочешь?"
Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу, правильные действия ребенка следует вознаграждать. Не забывая сохранять спокойствие и доброжелательность!
Лишите зрителя
Истерика без зрителя теряет свой смысл, поэтому лучше всего изолировать ребенка сразу, как только возникает вспышка. Если это происходит в общественном месте, переместитесь в более уединенное, пока он не успокоится. Сохраняя спокойствие и доброжелательность!
Научите малыша правильно выражать недовольство.
Ребенок должен понимать, что он может расстраиваться, но не посредством истерик. Поэтому когда он и вы успокоитесь, побеседуйте о том, как правильно выражать неудовлетворенность. Очень часто дети просто не знают, как по-другому выразить свое состояние, и поэтому начинают капризничать. Расскажите ему, как выражать свои эмоции словами, употребляйте в своей речи определения своих собственных чувств и поощряйте его, когда он будет пользоваться этими словами. (очень важно использовать Я-посыл т. е. Я-злюсь, Я-расстраиваюсь, Я-устала, Мне-грустно, а не в коем случае не ТЫ-расстраиваешь, ТЫ-злишь, ТЫ-издеваешься и пр. Это может стать причиной детской тревожности и заниженной самооценки)
Что делать если истерика уже достаточно глубокая и ребенок не реагирует на то, что вы ему говорите.
Может помочь тайм – аут. Это короткое прерывание контакта между родителем и ребенком. Важно понимать, что тайм – аут это не наказание. Когда у ребенка истерика и вы чувствуете, что ваш уровень адреналина растет, терпение истекает, то можно попробовать уйти в другую часть комнаты (если ребенок младше трех лет так, что бы оставаться в поле его зрения) либо выйти из комнаты. При этом вы сохраняете доброжелательность и спокойствие. (Вы сами) выходите из комнаты, а не уводите ребенка в другую комнату и там его запираете. Это НЕ наказание)
Любовь - волшебный инструмент, способ найти общий язык и установить отношения. Избаловать любовью невозможно!