Татьяна Владимировна Эндерс
Аффективное поведение детей с ОВЗ в начальной школе и методы их коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Аффективное поведение детей с ОВЗ в начальной школе и методы их коррекции.
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование
Каждый ребенок - особенный, бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Публикация «Аффективное поведение детей с ОВЗ в начальной школе и методы их коррекции» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Детям с особенностями развития сегодня совсем не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. У таких детей очень часто встречается аффективное поведение.
А что такое аффективное поведение?
Аффективное поведение — это когда эмоции побеждают разум.
Существует несколько способов избавиться от нежелательного поведения и выработать поведение желательное. Сначала мы разберём методы, которые относятся к отрицательному подкреплению, и постепенно перейдём к положительному.
Метод 1 «Наказание». Это метод любят все, если поведение ребёнка неправильное (с нашей точки зрения, мы прежде всего думаем о наказании, поскольку это проще. Мы ругаем ребёнка или шлепаем его, ставим в угол, лишаем сладкого или развлечений и т. д. Но наказание – довольно грубый способ изменения поведения, его действие краткосрочно. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает изменить поведение.
Допустим, мы наказали ребёнка, а данное поведение через некоторое время возникает снова. Разве мы задумываемся о том, что надо бы изменить тактику? Как правило, нет. В следующий раз мы наказываем ребёнка еще жёстче. И так продолжается до тех пор, пока наказание просто не перестаёт работать.
Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением, оно возникает после, а иногда много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями. У животных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не даётся.
Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось укоренившуюся привычку.
Метод 2 «Отрицательное подкрепление». Отрицательное подкрепление – это то, чего человек хотел бы избежать: повышение голоса, нахмуривание бровей, неприятный звук. Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление происходит во время поведения, а не после него. Отрицательное подкрепление может использоваться в том случае, если мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Слишком частое применение отрицательного подкрепления без применения положительного
подкрепления, может привести к формированию отрицательных черт характера и усилению нежелательного поведения.
Метод 3 «Угашение». Термин «угашение» идёт из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение поведения, которое пропадает само собой, если не получает подкрепления. Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухает.
Если вы можете проигнорировать какое-то поведение ребёнка (если оно не опасно для жизни и здоровья, или не влечёт за собой других серьёзных последствий, то для ребёнка это будет мощным отрицательным подкреплением и ему не захочется снова так поступать, потому что не будет эмоциональной отдачи.
В воспитании ребенка угасание больше всего применимо к речевому поведению – хныканье, ворчание, надоедание с просьбами, угрозы. Если ребенок не получает от вас эмоциональной реакции, то поведение постепенно угасает.
Помните, что вывести кого-либо из себя для ребёнка может служить мощным положительным подкреплением. То есть он видит вашу реакцию и старается вести себя плохо еще больше. Метод угашения бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения (привычки). Тем не менее он хорош для борьбы с нытьём, дурным настроением, поддразниванием.
Метод 4 «Переключение внимания или отвлечение». Это также довольно известный способ изменения нежелательного поведения ребёнка. Этот способ относится к положительному подкреплению и при системном использовании даёт хорошие результаты. Например, у вас идёт урок, через 15-20 минут вы замечаете, что дети уже устали и не воспринимают информацию, начинают отвлекаться, крутиться, разговаривать, заниматься чем угодно, только не уроком. В этот момент лучше всего переключить их внимание с одной деятельности на другую (разминка «Хомячок», попрыгать на месте, походить по классу, похлопать в ладоши и др.).
Если вы будете делать это регулярно, у детей сформируется рефлекторное поведение и сохранить дисциплину в классе будет легче. К тому же положительная, а не отрицательная реакция на ваши действия (как в случае с отрицательным подкреплением).
Метод 5 «Положительное подкрепление или поощрение». Положительное подкрепление – это самый действенный способ формирования нужного типа поведения у детей. В качестве положительного подкрепления могут быть использованы сладости, поощрительные значки, похвала, возможность заняться любимым делом.
Когда тренеры дрессируют животных (или спортсменов, они используют в основном данный метод (для животных – лакомство, для человека – похвала). Очень эффективно сочетание положительного подкрепления с игнорированием нежелательного поведения. Если же игнорирование применить невозможно, тогда можно сочетать положительное и отрицательное подкрепление, но положительного должно быть на порядок больше.
Метод 6 «Смена мотивации». Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Человек, у которого достаточно еды, не станет воровать краюшку хлеба.
Некоторые типы поведения самоподкрепляемы – то есть сам процесс является подкреплением. Примеры тому – жевание резинки, сосание пальца. Лучшим способом избавиться от этих типов поведения у кого-либо является смена мотивации. Например, сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребёнка в самом себе возрастает настолько, что он не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния. Чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, зачастую знаем это очень плохо. Часто мы даже не осознаём наших собственных побудительных мотивов. Частично именно поэтому появились профессии психолога и психиатра.
Одним из способов выявления истинной мотивации поведения является наблюдение за тем, что же в действительности способствует изменению поведения, а что не способствует. Если есть возможность устранить основополагающую причину, то это необходимо сделать. Нужное вам поведение всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления.
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.
К неспецифическим, т. е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:
Не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
К специфическим методам коррекции можно отнести :
Релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов; игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.
Таким образом, профилактика и коррекция агрессивного поведения у обучающихся с ОВЗ позволяет снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Закрепляет и дополняет знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, способствует изучению собственного «Я», пониманию настроения и эмоций окружающих людей, разрядке агрессивности, снятию мышечного и эмоционального напряжения. Все это в свою очередь помогает детям ориентироваться на нормы общественного поведения, овладевать коммуникативными навыками, умением контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.