МААМ-картинки

Адаптированные кинезиологические комплексы для детей дошкольного возраста

Слепцова Александра
Адаптированные кинезиологические комплексы для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптированные кинезиологические комплексы для

детей дошкольного возраста.

А. В. Слепцова, учитель- логопед

МБДОУ №146/3 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

Речь то, что отличает человека от животного. Но просто уметь разговаривать недостаточно, для того, чтобы считаться образованным человеком. Как бы хорошо вы ни выглядели, каким бы замечательным специалистом в той или иной области вы не были, без грамотного владения речью карьерных высот вам не удастся достичь. Все дело в том, что высокообразованный человек с широким кругозором, начитанный приходя на переговоры с партнерами или собеседование, или куда- либо еще, вы презентуете себя или свою организацию. Конечно, то что вы говорите, имеет большое значение, на то, как вы говорите, может сыграть решающую роль в жизни человека.

Публикация «Адаптированные кинезиологические комплексы для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь- сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль играют окружающие- ребенок учится говорить на примере речи родителей, друзей и педагогов. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается и на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагиваются и другие компоненты речи, такие как фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи работы.

Изменение контингента детей, получающих коррекционную помощь в ДОУ, предъявляют новые требования к деятельности учителя- логопеда, поэтому специалисту необходимо владеть новыми методиками и приемами работы, способствующие более успешному прохождению коррекционного курса работы с обучающимися.

Использование кинезиотерапии в деятельности педагога- дефектолога, учителя- логопеда и воспитателей в нашем учреждении становится перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми компенсирующих групп. Этот метод работы принадлежит к числу эффективных средств коррекции, что помогает педагогам в максимальном достижении возможных успехов и в преодолении не только речевых нарушений, но и общего интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология- рассматривает мозг человека как единое целое, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

В ходе систематических занятий с включением кинезиологических упражнений у детей развиваются межполушарные связи, улучшается память, концентрация внимания, пространственные представления и снижается уровень дислексии. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

В прогрессивных дошкольных учреждениях и школах всего мира в расписании занятий есть ежедневный факультатив- кинезиология, который пользуется огромным спросом среди детей и их законных представителей (родителей).

Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной ассиметрии полушарий.

Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейросенсорных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Прежде чем приступать к применению кинезиологических методик, мы проводим тестирование детей.

Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасполо-женности к дислекии и дисграфии.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха.

На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.

2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д., что существенно снижает качество обучения.

3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие "чувствования" своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

4. Коррекционная работа должна включать в себя различные виды самомассажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.

Кинезиологическая гимнастика используется всеми педагогами компенсирующих групп нашего учреждения во время занятий и режимных моментов и свободного времени провождения, на прогулках. Для специалистов и воспитателей и в том числе родителей проводятся обучающие практикумы и круглые столы, чтобы педагоги и родители нашего дошкольной организации получали доступное объяснение выполнение каждого упрежнения.

Значительно расширяется спектр решаемых в ходе логопедических занятий коррекционных задач. Эфективность кинезиологических упражнений зависит от профессиональной компетенции специалистов, умения использовать новые возможности включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее

Кинезиологическая гимнастика в нашем учреждении практикуется уже в течении двух лет. За данный момент увеличился рост выпускаемых детей с положительной динамикой интеллектуального развития и речевого статуса от 10- 15 %. Мы считаем, что данная методика будет интересна логопедам, воспитателям и другим специалистам, заинтересованным родителям.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Список литературы:

1. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей : Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста : Пер. с англ. М. : Восхождение, 1998.

2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

3. Сазонов В. Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.

4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001.

5. Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. М. : Диалог–МГУ, 1996.

6. https://iemcko.narod.ru/2513.html

7. https://kineziolog.bodhy.ru

Публикации по теме:

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать.

Комплексы гимнастических упражнений для детей среднего возраста Комплексы гимнастических упражнений для детей 4-5 лет Упражнения можно проводить на воздухе и в помещении. 1. Комплекс физических упражнений.

Комплексы корригирующей гимнастики «Времена года. Месяцы» для старшего возраста. Часть 1 Комплексы корригирующей гимнастики на тему «Времена года. Месяцы» (старший возраст). Часть 1. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Комплексы корригирующей гимнастики «Времена года. Месяцы» для старшего возраста. Часть 2 Комплексы корригирующей гимнастики на тему «Времена года. Месяцы» (старший возраст). Часть 2. II. Насекомые Слова воспитателя: «Мы к лесной.

Комплексы корригирующей гимнастики «Времена года. Месяцы» для старшего возраста. Часть 3 Комплексы корригирующей гимнастики на тему «Времена года. Месяцы» (старший возраст). Часть 3.V. На огороде Слова воспитателя: На огород.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 летКомплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость,.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей старшей группы МартКомплекс 251. Игра «Великаны и гномы». Упражнения без предметов 2. И. п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью ладонями книзу.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированные кинезиологические комплексы для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 мая 2021 в 07:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированные кинезиологические комплексы для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Слепцова Александра (УИ 2562440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД