Ольга Яковлева
Адаптированная программа по коррекции внимания детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа составлена педагогом – психологом Яковлевой О. В
на основе авторских материалов: Пылаева Н. М., Ахутина Т. В.
Занятие 1
1. Упражнение «Последний из могикан»
Обсудите с ребенком основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправившиеся на охоту или «откопавшие топор войны». От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите ребенку побыть таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков.
Публикация «Адаптированная программа по коррекции внимания детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
2. «Корректор»
Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно «неправильной», то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста и засеките время работы (не более 10 минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами.
3. «Дрессированная муха»
Материал - лист бумаги, расчерченный на 9 клеток. Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку, которая и будет просто символизировать это насекомое. Поместите «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний, попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.
4. Упражнение «Минутка».
Психолог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».
Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа, юрист может проконтролировать это действие.
5. Психогимнастическое упражнение «Цветок».
Психолог: «Встань прямо. Подними руки вверх. Потянись. Представь, что твои руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохни. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни вверх. Дыши глубоко и ровно. Представь, что хочешь дотянуться руками до неба. Плавно опусти руки».
Занятие 2
1. Упражнение «Зоркий Глаз».
Психолог выбирает маленький предмет, который ребенку предстоит найти. Необходимо дать ему возможность запомнить, что это такое. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выйдет из комнаты, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
2. Упражнение «Ушки на макушке»
Прежде чем начать с ребенком играть в «Ушки на макушке», узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для малыша неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл. Так как, прислушиваясь, звери обычно поднимают уши. Теперь можно объяснить правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например (с, или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.
3. Упражнение «Лови – не лови»
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит мяч. Если же слово не является растение, то отбивает мяч. Например, один кое игры мог бы называться «Мебель – не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба-не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает-не летает» и т. д.
4. Упражнение «Слова – невидимки».
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.
5 Упражнение «Восстановить пропущенное слово».
Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, ребенок должен восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).
6. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Сделай глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз».
Занятие 3.
1. Упражнение «Учитель»
Психолог должен списать несколько предложений из книги. При этом он должен допустить в своем тексте несколько ошибок. Ребенку затем предлагается войти в роль учителя и проверить работу психолога. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить вам оценку. Можно несколько раз проделать такую работу.
2. Упражнение «Последний штрих»
Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то совсем новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, взглянув еще раз на творение своих рук, он скажет, что здесь изменилось. Какие детали нарисованы не рукой «мастера»? Теперь можно поменяться ролями.
3. Упражнение «Кто внимательнее?»
Психолог говорит, и ребенок смотрит на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.
По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит ребенка написать в своей тетради сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число. (Приложение 2)
4. Игра «Анаграммы».
Психолог предлагает ребенку анаграммы, например:
АВОРОК ОШЛАК
Психолог: «В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запиши их в своей тетради».
5. Психогимнастическое упражнение: «Дождик».
Психолог: «Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, откройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Поймайте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдохните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз».
Занятие 4
1. Упражнение «Волшебное слово»
Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего. Пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите, то ребенок выполняет эту просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу, то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.
2. Упражнение «Я весь во внимании»
Ребенку предлагается изобразить человека, который весь во внимании, то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. Подскажите «актеру», что получится лучше сосредоточиться, если он представит, что смотрит очень интересный фильм или читает книгу. Но этим роль не ограничивается. Психолог начинает всячески отвлекать ребенка: может рассказывать анекдоты, обращаться к ребенку за помощью, т. е пытается привлечь к себе внимание. Но не имеет права дотрагиваться до актера. Затем можно взять интервью у начинающего актера и расспросить его, как ему удалось быть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.
3. Упражнение «Дорисуй».
Психолог предлагает участникам дорисовать предложенные линии так, чтобы получились изображения каких-либо предметов или образов. (Приложение 2)
4. «Чтение и стук»
Психолог читает ребенку текст и параллельно стучит. Каждый стук соответствует одному слову. Ребенок должен быть внимательным и посчитать сколько стуков издал психолог.
5. Упражнение «Числовые ряды».
Психолог предлагает ребенку установить логические закономерности в построении числовых рядов и продолжить их, написав два последующих числа.
Например:
2 4 6 8 10 _ _
5 1 8 1 11 _ _
9 2 7 2 5 _ _
6. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох».
Занятие 5
1. Упражнение «Ухо-нос».
По команде «Ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Психолог тоже выполняет вместе с ним действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
2. Упражнение «Игра с флажками».
Когда психолог поднимает красный флажок, ребенок должен подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
3. Упражнение «Слова – признаки».
Психолог предлагает ребенку внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.
Слова: 1) холод;
2) вода;
3) дым;
4) трава;
5) окно;
6) стол;
7) снег;
8) луна;
9) день;
10) крик.
По словам – признакам участники воспроизводят предложенные психологом слова.
4. Упражнение "Следи за своей речью".
В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ’’да’’ и ’’нет’’ не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
5. Упражнение «Графический диктант»
(Приложение 2)
6. Психогимнастическое упражнение. Психолог просит ребенка закрыть глаза.
«Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаешь с неё как с горки».
Упражнение повторяется три раза. После его выполнения можно поделиться своими впечатлениями.
Занятие 6
1. Игра "Что изменилось?".
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
2. Упражнение «Занимательный вопрос».
Психолог предлагает участникам внимательно послушать и ответить на вопрос:
Мама попросила сына купить в магазине: мясо, мыло, спички.
Сын купил: масло, сало, спички, мясо.
Что же он забыл купить? (мыло)
Что он купил лишнего? (масло, сало)
3. Упражнение на развитие творческого воображения: «Дорисуй фигуру».
Психолог предлагает участникам дорисовать фигуры, чтобы получились интересные предметы или образы. (Приложение 2).
4. Упражнение «Все помню».
Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.
Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.
- Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.
Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:
- Тула, Полтава.
Если играют двое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например:
- Тула, Полтава, Омск.
Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.
Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.
5. Упражнение «Графический диктант». (Приложение 2)
6. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Представь, что фокусник превратил тебя в игрушку. Закрой глаза и постарайся увидеть, в какую игрушку ты превратился. А теперь открой глаза и постарайся позой или движением изобразить свою игрушку. Необходимо отгадать в какую игрушку превратился ребенок».
Занятие 7.
1. Упражнение "Цифровая таблица".
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке.
Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".
Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать. Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.
2. Упражнение «Птица - не птица».
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Психолог читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. ,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
3. Упражнение «Закодированные примеры».
Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:
ОС – МИ = ТС + МК =
КО + ВП = МАА – МО =
Ключ:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
А М В Е К О С И П Т
4. Упражнение «Улови сразу».
Взяв в руки 3-7 однородных предметов, например карандашей, психолог взмахивает ими как можно быстрее перед ребенком, который должен определить их количество и показать на пальцах их количество психологу.
Если ребенок не успел подсчитать, психолог взмахивает повторно немного медленнее, затем ещё медленнее. И так до тех пор, пока ребенок ясно не воспримет количество демонстрируемых предметов.
5. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори это три раза. Приподними плечи, затем опусти их, последнее упражнение повтори три раза. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной как у жирафа шеей».
Занятие 8
1. Упражнение «Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное - топает.
Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица",
«Золото – неметалл», «Летом листья желтеют», Солнце -это планета», «Ковер это мебель» и. т. д
2. Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
3. Упражнение "Маленький жук".
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т. д.
4. Упражнение «Универсальный предмет».
Психолог: вилкой мы кушаем. Но ведь бывают случаи, когда вилка может послужить нам и для других целей. В лесу с её помощью мы можем сделать ямку в земле; если вилка старая, её можно использовать как грабельки, чтобы рыхлить землю в цветочных горшках. А что можно делать полиэтиленовым пакетом, кроме того, что в него можно что-нибудь положить.
5. Упражнение «Логические задачи».
Психолог предлагает внимательно послушать и решить задачи на дедукцию.
1) Назовите 5 дней недели, не употребляя чисел и названий дней недели. (Вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра)
2) Задача. Два отца и два сына поймали трёх зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Как такое могло случиться? (Это были дед, отец, внук)
3) Мальчик заплатил за бутылку с пробкой 11 рублей. Бутылка стоит на 10 рублей больше, чем пробка. Сколько стоит пробка?
4) Какая птица яиц не несет, но сама с них вылупляется? (петух)
6. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Сейчас мы превратимся в сов. Широко открой глаза. Обхвати правой рукой левое плечо. Голову поверни влево и посмотри назад. Сделали глубокий вдох. Задержка дыхания. Выдох. Голову поверни вправо и посмотри вниз. Вдох, задержка дыхания, выдох. Опусти руки, урони голову на грудь. Вдох, выдох. Повторить упражнение, держа левой рукой правое плечо».
Занятие 9
1. Упражнение «Сложное задание»
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по количеству слов в предложении по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же, как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
2. Игра «Всё наоборот».
Психолог: «Я буду называть слово и бросать вам по очереди мячик. Вы будете должны подобрать к заданному слову противоположное по смыслу или значению».
Слова:
1) чёрный -
2) плакать –
3) опускаться –
4) открывать –
5) начинать –
6) ночь –
7) левый –
8) наверху –
9) близко –
10) нападать –
11) хороший –
12) тонкий –
3. Упражнение «Слова – действия».
Психолог предлагает участникам подобрать слова – действия к каждому предъявляемому слову и записать их в тетрадях. Следует обязательно разобрать пример: шар – надувать.
Слова:
1) мак –
2) конфета –
3) пальто –
4) помидор
5) кит –
6) ручка –
7) павлин –
8) диван –
9) барабан –
10) песня –
4. Упражнение «4 формы».
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть и запомнить 4 формы с изображёнными на них значками. Время запоминания – 20 секунд. Затем, дети в своих тетрадях зарисовывают эти 4 формы по памяти. (Приложение 2)
5. Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Представь, что ты капитан. Ты стоишь на мостике корабля и смотришь вперёд. Над головой тёмное небо. Высокие, крутые волны разбиваются о борт корабля. Но капитаны не боятся бури. Они чувствуют себя сильными, смелыми, уверенными. Они доведут свой корабль до места назначения. Прими такую же позу, как у капитана: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлён вперёд».