Анжелика Тагильцева
Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная программа
«Социальные навыки и навыки самообслуживания»
Автор-составитель: Тагильцева А. Р., социальный педагог
Пояснительная записка.
Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.
Публикация «Адаптированная программа „Социальные навыки и навыки самообслуживания“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Её базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.
В процессе социального развития ребенка выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
В связи с тем что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть, направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:
• эмоционально-положительный контакт ребенка с взрослым;
• правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
• подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
В целом все содержание работы в программе «Социальные навыки и навыки самообслуживания» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.
Решение вопросов социального воспитания детей осуществляется в процессе проведения занятий по социальным навыкам и навыкам самообслуживания и ознакомления с окружающим.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут социальным педагогом и педагогом-дефектологом.
Цель программы :
Подготовить детей к обучению в школе, формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптировать к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.
Задачами программы являются :
• усвоение знаний о себе;
• усвоение знаний о ближайшем окружении;
• усвоение санитарно-гигиенических правил и норм поведения в обществе.
Эти задачи являются общими как для детей с сохранным интеллектом, так и для умственно отсталых дошкольников. Потому что в настоящее время наблюдается следующая тенденция: дошкольники легко осваивают компьютер, но не знают элементарных правил поведения в обществе, не умеют контактировать с окружающими его людьми.
Динамика развития социальных навыков и навыков самообслуживания отслеживается, через наблюдение за тем как ребенок умеет:
• общаться со сверстниками;
• общаться с взрослыми;
• следить за своей одеждой;
• выполнять утренний и вечерний туалет;
• пользоваться столовыми принадлежностями;
• пользоваться бытовыми приборами.
Наблюдение проводится как педагогом, так и через заполнение анкет родителями детей. Все навыки фиксируются в листах наблюдения.
Программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания» построена на следующих принципах:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи. Принцип реализуется в двух аспектах.
1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого подобрать содержание занятий.
2. Реализация программы проводится под постоянным контролем динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства психологического воздействия на ребенка, а также оценить эффективность коррекционной работы.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Методологической основой программы «Социальные навыки и навыки самообслуживания» является программа воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой и коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е. А. Екжаковой и Е. А. Стребелевой.
Список литературы, используемый при составлении программы :
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучение в детском саду. Допущено Министерством Образования и Науки РФ. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучение в детском саду» под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Е. А. Екжакова, Е. А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М. : Просвещение, 2005.
Перспективный план
по ознакомлении детей с социальной действительностью.
№ Тема Цель Знания Умения Месяц
1. Я узнаю себя Закреплять знания детей о самих себе, воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким. Развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела; частями лица; рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом. - своя фамилия, имя, дата рождения, свой возраст, своя семья;
- строение организма человека;
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- санитарно-гигиенические правила. - мыть руки, лицо;
- причесывать волосы;
- чистить зубы, полоскать рот;
- правильно сидеть за столом.
сентябрь
октябрь
2. Магазин, продукты питания Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим - промтоварные и продовольственные магазины, их ассортимент;
- названия основных продуктов питания; хлеб, масло, овощи, фрукты, блюда из этих продуктов; - соблюдать правила поведения в магазинах;
- обращаться к продавцу;
- выбрать продукты;
- приобретать товары в различных магазинах;
ноябрь
3. Предметы ближайшего окружения (посуда, одежда, головные уборы, обувь, электроприборы) Знакомить детей с окружающими предметами, учить выделять существенные признаки предметов, группировать и классифицировать предметы по общим признакам; воспитывать бережное отношение к предметам, к труду взрослых, которые сделали их, формировать умение правильно пользоваться, осторожно обращаться с предметами, представляющими опасность.
- название и назначение кухонных принадлежностей и посуды, места их хранения;
- виды посуды: чайная, столовая, кухонная;
- виды одежды и головных уборов, их назначение;
- правила обращения с электроутюгом, чайником;
- виды обуви, ее назначение и уход за ней;
- достать названную посуду из шкафа, указать назначение посуды;
- подбирать одежду и головные уборы по сезону;
- подбирать обувь по сезону;
- различать обувь в зависимости от назначения;
декабрь
январь
4. Мой город, улица, дом, транспорт Рассказать детям о городе, деревне, учить находить между ними различия, познакомить с особенностями труда. Уточнить знания детей о родном городе, улицах. Познакомить с терминами «квартира», «адрес».
Закреплять знания о видах транспорта. Закреплять знания правил дорожного движения. - значение слов «город», «деревня»;
- профессии города и села;
- кем работают родители;
- городская улица, ее части: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, их назначение;
- главная улица города, реки протекающие через город;
- правила поведения на улице, дороге, в транспорте;
- пользование городским транспортом; -соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
- правильно обходить транспорт на остановках;
февраль март
5. Средства связи: почта, телефон, телевизор - основные средства связи: почта, телефон, телевизор;
- виды почтовых отправлений: письма, посылки, телеграммы;
- телефон, домашний номер, номера экстренного вызова (01, 02, 03);
- правильно разговаривать по телефону;
- пользоваться телевизором;
апрель
6. Культура поведения Закреплять правильные нормы поведения - форма обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;
- обращение с вопросом, сообщением, передача просьбы, поручения товарищу, старшему по возрасту, действие по устной инструкции;
- правила слушания речи старшего по возрасту;
- благодарность за помощь, услугу;
-культура общения людей, культура внешнего вида; - вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и старшим по возрасту;
- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах;
- культурно вести себя в гостях: оказывать внимание сверстникам, старшим;
- правильно выбирать одежду, украшения;
сентябрь - май