Захарова Ольга
Культурно-гигиенические навыки у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребёнок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом, у ребёнка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа (мама) не моет руки перед приёмом пищи, то не стоит ждать от ребёнка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят «полулёжа» на стуле, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения.
Публикация «Культурно-гигиенические навыки у детей первой младшей группы» размещена в разделах
За столом абсолютно всё имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребёнок - это зеркальное отражение взрослых. Когда малыш кладёт руку в общее блюдо, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё «списывается» на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастёт и образумится. Однако, дитя вырастает, и, оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения ребёнку с ранних лет (самое позднее – до пяти лет, и только накануне школы родители начинают рассказывать ему о культуре гигиенических навыков, то они рискуют безнадёжно опоздать.
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребёнок получает именно в семье. И только в тесном взаимодействии родителей ребёнка и сотрудников дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту – ДОУ, которое посещает малыш, можно достичь желаемых результатов.
Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пелёнок. Одним из первых навыков является навык аккуратного приёма пищи.
Так, примерно, малышу с 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причём, сначала ребёнку нужно давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится самостоятельно кушать кашу, можно дать ему жидкую пищу: суп, кисель, компот.
Ребёнка старше полутора лет желательно кормить за столом, отслеживая за тем, чтобы ребёнок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровень его согнутых локтей.
Во время приёма пищи необходимо следить за тем, чтобы: еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребёнок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо её пережёвывал, во время еды не разговаривал; стараемся не допускать: понуканий, поторапливания детей, «насильного» кормления.
Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют кушать самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. Для обучения навыка кормления можно провести различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, с которыми здороваемся, сажаем их (игрушки) за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.
Перед едой для каждого ребёнка готовим салфетку, пользуясь которой, ребёнок усваивает, что нужно и кушать аккуратно, и из-за стола выходить с чистыми ручками и лицом. Обязательно, учим малышей по окончании приёма пищи, вставая из-за стола, говорить спасибо. Дети начинают делать это без напоминания, самостоятельно.
Помимо этого, в детском саду воспитываются и закрепляются у детей и другие навыки, которые также закладываются в семье: ребёнку не следует садиться за стол с грязными руками, нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пользоваться носовым платком, салфеткой.
При одевании и раздевании давать возможность детям, в какой-то степени, действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребёнку, говорим: «Дай, пожалуйста, ручку, я тебе помогу надеть кофточку».
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Таким образом, в первой младшей группе нужно «привить» такие полезные привычки, как мытьё рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку, в результате чего малыш умеет самостоятельно умываться и причёсываться, может снять шапочку или носочки, умеет вытирать рот салфеткой после еды и «сморкаться» в носовой платочек.
На первый взгляд, всё очень просто, а, на самом деле, для малышей это целая наука – наука освоения и применения культурно-гигиенических навыков.
С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности необходимо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим расстёгивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому можно научить ребёнка также во время игры, справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом нужно учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддаётся освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее бельё и носочки, пижаму, обувь – очень серьёзное достижение малыша.
Сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят ручки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе : дети поднимают рукавчики кофточки (как показывает взрослый). Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Дети сами начинают повторять эти слова. Необходимо дать ребёнку кусочек мыла, показать, как намылить руки и как смыть мыло; затем показать, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д. Не забываем хвалить малыша в случае успеха.
Ежедневно повторяем малышам, что всё, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце – объясняем назначение этих предметов. Правил должно быть немного, и они должны быть чётко сформулированы и понятны малышу.
Вот так, постепенно, мы, семья совместно с сотрудниками ДОУ, учим своих малышей полезным привычкам, начинаем закладывать основу воспитания нравственных качеств у наших детей.