МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей»

Нина Краева
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с требованиями ФОП дошкольного образования важным направлением деятельности воспитателя является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Информационно – аналитическое направление. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Досуговое направление

(организационно-методическая деятельность) В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой 3 инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

Основные формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей

Центральная форма — родительское собрание Родительское собрание — форма работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Беседа Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Тематические консультации Воспитание детей вызывает у родителей множество вопросов. Чем большим авторитетом пользуются педагоги детского сада, тем активнее и охотнее они обращаются к ним с вопросами. Иногда педагог сам видит необходимость провести консультацию по той или иной теме.

Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Записки Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. Подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в группе. Однако в этих случаях воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению членов семей и педагога

Дневники По мере развития взаимодействия с семьей большую роль начинают играть дневники, которые передаются от воспитателя к родителю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если родители ограничены во времени, а у ребенка есть какие-то жалобы или проблемы. В таких случаях дневник обеспечит постоянное общение, известит родителей или педагогов об изменениях.

Информационный листок Информационный листок — еще одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников. В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада. Информационный листок должен быть коротким и легко читаемым. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь; рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада. Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если его текст будет содержать конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности). Информационный листок может распространяться среди родителей или помещаться на информационном стенде. Постоянный информационный стенд Его содержание может быть следующим. 1. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники). Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. п. Список необходимой одежды для детей по сезону. 2. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы. (Возможно использование вопросно-ответной формы построения текста.) 3. План мероприятий для родителей на месяц. 4. Режим дня. 5. Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги). 6. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов. 7. Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы дошкольного образовательного учреждения (наличием специализированных групп, 9 реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).

Газета может издаваться усилиями редакционной коллегии детского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее сложным проблемам развития детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.).

На тематической выставке представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома. Тематические папки Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папкираскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным. Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.

Визиты в группу Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи, чувствуют себя в детском саду скованно. В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт. Тем не менее, посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Дни открытых дверей Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении. Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом 11 родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей. Необходимо заранее решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам. Эту форму работы можно сочетать с проведением групповых собраний родителей (кроме младших групп). Взаимодействие педагогов с родителями в целях повышения качества этого процесса должно подвергаться периодической оценке, имеющей двусторонний характер. К признакам, по которым воспитатели могут судить о качестве организации своего взаимодействия с родителями воспитанников, можно отнести: — понимание педагогом ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей; — организация работы с родителями на основе нормативно-правовых документов разного уровня; — владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительноделовых контактов с ними; — достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка; — определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год; — технологичность планирования взаимодействия с родителями; — соответствие количества, формы и содержания мероприятий целям и задачам работы с родителями; — разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников; — владение педагогом технологией убеждающего воздействия на родителей; — умение использовать невербальные средства общения в работе с родителями; — систематическое повышение педагогом ДОУ своей общеобразовательной, предметной, методической и психолого- 12 педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними. Данные оценки педагогами взаимодействия с родителями необходимо сопоставлять с информацией о степени их удовлетворенности взаимодействием с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Это поможет преодолеть субъективность в оценке педагогами сотрудничества с родителями, сделает целеполагание последующей работы с семьями еще более диагностичным, что повысит качество взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Взаимодействие педагогов, родителей и социальных партнеров. Фотоотчет об участии детей в фотоконкурсе «Счастливое детство»Взаимодействие педагогов, родителей и социальных партнеров. Фотоотчет об участии детей в фотоконкурсе «Счастливое детство» Считанные дни остались до лета и летних каникул, а в первый день лета, 1 июня, почти во всех странах мира отмечается Международный день.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей»
Опубликовано: 7 февраля 2025 в 09:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Краева (УИ 2506528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД