Валентина Калинина
Первые навыки безопасности ребенка на улице
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление:
Первые навыки безопасности посредством игр
Безопасность детей дошкольного возраста может стать одной из тем игровых занятий в детском саду, либо в любой другой группе дошкольников из 6-8 человек. В процессе игры детям прививаются навыки уверенного поведения в экстремальных случаях. Перед игрой детям необходимо рассказать об опасных ситуациях, в которые попадали другие дети, а также проанализировать возможные варианты правильного поведения этих детей, которые помогли бы не привести к трагическому результату. Таким образом, детям прививаются навыки соответствующего поведения в случае опасности сегодня, а также предлагаются «рецепты» противостояния опасности на будущее.
Публикация «Первые навыки безопасности ребенка на улице» размещена в разделах
Аспекты игры
Игры, обучающие безопасности детей дошкольного возраста, преследуя одну цель, позволяют охватить несколько основных аспектов.
Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию.
Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая о безопасности.
Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения. Безусловно, благородная цель — безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время занятий в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье.
Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к запугиванию. Но этот способ неэффективен, потому что страх парализует память, и в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные «рецепты» выхода из положения, которым его пытались научить. Поэтому, во время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно спокойно и уверенно выйти победителем из опасности.
I. Чему учить ребенка (рекомендации родителям).
Чтобы чувствовать себя в безопасности на улице, дети должны научиться следующему:
1. Знать свой адрес, свое имя и фамилию, имена родителей, желательно номер телефона.
2. Уметь четко, уверенно, громко говорить слово «нет».
3. Беречь ключи от квартиры, если гуляет без сопровождения взрослых.
4. Придерживаться одного маршрута, если необходимо куда-либо ходить без взрослых.
5. Гуляя без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной родителями.
6. Всегда говорить родителям о своих планах. Такую традицию желательно соблюдать всеми членами семьи, чтобы ребенку не казалось, что контролируют только его.
7. В детском саду на занятиях по обучению безопасности следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных случаях, которые он знает и обсудить их со всеми детьми.
8. Ребенок должен различать понятия «незнакомец» (просто человек, которого не знаешь);
«опасный незнакомец» (незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой);
«безопасный незнакомец» (продавец магазина, полицейский, военный, у них можно попросить помощь.
По такому же принципу можно отработать:
«безопасное место»,
«опасное место»,
«безопасное время суток»,
«опасное время суток».
9. Игры, закрепляющие навыки безопасности :
А) Игры – настольные по безопасности.
Б) Игра: «Что, если…»
- «Что ты сделаешь, если потеряешься в магазине»?
- «Что ты ответишь, если кто-то чужой позовет покататься на машине и т. д.
10. Игры на прогулке. Во время прогулок можно развивать у ребенка «наблюдательность», соревнуясь.
«Кто больше деталей внешности заменит у встречных людей» : Цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, родинки, телосложение (худой, полный).
11. Так же надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.
12. Закреплять полученные навыки безопасности у детей позволяют сюжетно - ролевые игры.
Можно прочитать сказку Гизелы Браун «История маленького Нет», обсудить ее, а затем предложить произнести слово «нет». При этом педагог предлагает варианты произношения слова:
- тихо; опустив голову;
- «громко», и «тихо» четко, глядя прямо в глаза.
Дети сами придут к выводу: Слово «нет» произнесенное громко и четко, уверенно – более результативно
II. Сюжетно- ролевые игры:
1. «Незнакомец».
Учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций:
А) незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом;
Б) незнакомец просит найти упавший предмет;
В) незнакомец просит помочь донести что-то до остановки и т. д.
2. Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому – незнакомцу: «Я Вас не знаю», «Нет».
В процессе игры надо так же закрепить правило: «прежде чем куда-то идти с незнакомым взрослым, надо попросить разрешение у родителей, и незнакомец не имеет право это нарушать.
3. «Один дома».
Прежде чем играть в игру «Один дома», научить ребенка задавать вопросы : - Как Вас зовут?
- Какой номер телефона Вы набрали?
- Куда Вы звонили? И т. д.
В ролевых играх «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса».
4. «Подкуп»
Ребенок должен знать, что, предлагая подарки и угощения «незнакомец» может преследовать неблаговидную цель.
ПРАВИЛО: У «незнакомца» ничего не брать!
Не принимать приглашение подойти за интересным подарком или угощением к машине, в соседний двор. Если ребенок отозвался на приглашение, другим нужно немедленно громко кричать и звать на помощь прохожих. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке, сказке о мертвой царевне и семи богатырях.
5. «Машина».
Дети должны знать: - не приближаться ближе чем на три шага к тротуару;
- не садиться в чужую машину;
- кричать, звать на помощь.
6. «Потерялся».
Обращаться за помощью к «неопасным незнакомцам».
7. «Дорога домой». ПРАВИЛО: Не отклоняться от маршрута!
Защита – кричать, привлекать внимание, знать номера телефонов служб: 01, 02, 03, 911.
ВЫВОД.
Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны являются эффективной профилактикой противодействия жестокому отношению взрослых к детям.
С другой стороны, они учат тому, что при соблюдении правил поведения, из любой опасной ситуации можно выйти победителем, обратившись к готовым прийти к ним на помощь «добрым незнакомым людям».