Ольга Пономарёва
Презентация «Культурно-гигиенические навыки как средство социализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации необходимо создать условия позволяющие обеспечить их дальнейшую социализацию в обществе. Наиболее важными для детей с ОВЗ являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Публикация «Презентация „Культурно-гигиенические навыки как средство социализации“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
К моменту поступления в дошкольное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании. В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но в большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей. Дети не умеют умываться, пользоваться туалетом и чаще проявляют отказные реакции, когда взрослый начинает умывать или предлагает взять в руки мыло. Не только не умеют пользоваться столовыми приборами, но и также наотрез отказываются брать ложку в руки, не умеют держать чашку, а зачастую и пить из чашки, многие дети не приучены кушать твердую пищу, у многих нет жевательных умений. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, обувание.
Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей социализации в обществе. У детей с ОВЗ из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении. Все виды работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, но при этом они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления.
Для успешного формирования навыков, необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий были эмоционально – положительными. Именно поэтому используем в своей работе по обучению культурно – гигиеническим навыкам следующие виды деятельности, которые помогают нам сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, такиекак:
Совместные действия взрослого и ребенка.
Составление схем, алгоритмов
Инсценировки
Дидактические упражнения
Дидактические игры
Игровые ситуации
Игры на развитие мелкой моторики
Художественное слово
Использование ЭОР
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья
1-особое внимание уделяем взаимодействию с родителями. Обмениваемся с родителями через личные беседы, рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду.
Узнаем у родителей до мельчайших подробностей, что ребенок уже умеет делать и с помощью чего был достигнут этот результат.
Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у ребенка, помогут понять, что умеет ребенок и есть ли по отношению к нему завышенные требования или напротив повышенная опека
2 Создание положительно-эмоционального отношения
3-совместные действия взрослого и ребёнка ( взрослый берет руки ребенка в свои и выполняет нужное действие: моет руки, держит ложку и т. д.) большое значение приобретают объяснения, объясняя навык воздействовать сразу на 2-3 анализатора (слово, пример, действие)
4- собственные действия детей. Когда ребенок освоит необходимые навыки, сводим свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощряя его
(здесь похвала за самый маленький успех,
Рассматривание сюжетных картинок. Например, чтобынаучить мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Для формирования правильной последовательности выполнения навыка используем прием работы со схемой - алгоритм. Схемы помогают наглядно просматривать всю систему компонентов, входящих в навык (например, в раздевалке стоит мольберт, приготовлены картинки одежды (сандалии, носки, колготки и т. д., которые выставляются сначала поочередно, а постепенно и вся схема.
Очень интересны и не утомительны для детей инсценировки при обучении, какому-либо навыку. С помощью игрового персонажа обыгрывается навык, которому нужно помочь или которого нужно обучить (например, приходит Неумейка, доктор Айболит, доктор кукла и т. д.) От имени персонажа даётся оценка действиям детей. Положительная оценка, похвала, подбадривание игровым персонажем, даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при обучении стеснительных и робких детей
Используем такой действенный вид работы при воспитании стойкой потребности в выполнении гигиенических процедур как,игровые упражнения с сюжетной игрушкой. В процессе обучения игровых упражнений дети понимают не только функциональное назначение каждой игрушки и предмета, но и осваивают способы действия с ней, а также усваивают логику действий с предметами ихпоследовательность. Например: «Накормим куклу» (Кукла хочет есть. Будем кормить куклу. Вот ложка. Возьми ложку в руку) «Вымой кукле руки», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать» и т. д,
Дидактические упражнения:
«Мыльные перчатки», «Пузырики»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. «Появление на руках микробов»(Отличная мотивация для мытья рук)
Параллельно проводятся дидактические игры. Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Например, такие игры:
. «Пирамида здоровья», «Азбука здоровья» -учат различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д.) Наши дети не едят многие блюда, у них присутствуют стериотипы в еде, а во время игры знакомятся с разными продуктами и им хочется их попробоват, «Азбука здоровья»
«Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, последовательно одевать куклу.
«Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый. И т. д.
Игры на развитие мелкой моторики. Для отработки тех движений рук и мелких движений пальцев, которые необходимы для выполнения предметных действий, входящих в состав разнообразных навыков, в том числе одевания и раздевания. Знакомим с различными видами застежек: липучками, кнопками, молнией, пуговицами,в этом нам помогает развивающий ковер
Также проводимые кгн сопровождаются потешками, стихами, которые очень нравятся детям. Ласковый голос взрослого, спокойное и доброжелательное отношение настраивают детей на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия ребенка.
Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят. Любимые герои мультфильмов расскажут детям о кгн.
И самое главное, что хочется сказать еще раз, что по-настоящему положительного результата нельзя получить, если работа проводиться только педагогами в детском саду. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенкусоциализироваться вокружающем его мире.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир «особого»ребенка он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих.