Светлана Гончаренко
Консультация для родителей «Развиваем трудовые навыки у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже. Одни люди способны к самому простому труду, а другие – к более сложному и потому более ценному. Эти качества воспитываются в человеке в течение его жизни и, особенно, в детстве.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем трудовые навыки у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Детский труд – это привлечение детей к работе на регулярной основе. Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в этом труде имеет огромное воспитательное значение. Так как именно с помощью него у ребенка устанавливаются взаимоотношения с окружающими людьми. Ребенок становится более отзывчивым и чутким, когда работает вместе с другими детьми, помогает им или получает помощь от них. Вместе с тем. решение определенной практической задачи развивает умственные способности, настойчивость и любознательность. У детей дошкольного возраста достаточно легко вызвать желание участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Гораздо труднее добиться того, чтобы желание трудиться было достаточно устойчивым. Малыш способен, с азартом взявшись за дело, быстро охладеть к нему, отвлечься и заняться чем-нибудь другим.
Главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть решена только на основе учета особенностей этой деятельности и на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться достаточно рано. Ребенок должен нести ответственность за целость своих игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где он играет. Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простые поручения: убрать свои игрушки, что-то поднять, принести, подать. С возрастом трудовые поручения усложняются и отделяются от игры.
Когда детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше, сделать ее больше. Включение детей в трудовую деятельность реализуется во время наблюдений, когда даются сведения о работе взрослых, и во время организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Рассказывая детям о пользе, которую они приносят, участвуя в общем труде, взрослые постепенно подводят детей к осознанию того, что можно приносить радость людям, заботиться о них.
Особая задача взрослых – научить ребенка творческому труду. Творческий труд возможен только тогда, когда ребенок относится с любовью к работе, когда он в ней видит радость, когда труд становится для него основной формой проявления таланта.
Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, и предоставлена некоторая свобода в выборе средств для ее решения. Также он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы, ее качество.
Формирование трудовых качеств – процесс постепенный и сложный. Постепенное включение детей в коллективный труд, наблюдение за трудом взрослых, участие в посильном труде способствуют формированию простейших навыков труда и потребности трудиться.
Труд развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение реального результата, понимание возможности принести пользу вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает трудолюбие и уверенность в своих силах.
Трудовому воспитанию принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Труд развивает все психические качества личности, помогает вырабатывать наблюдательность, точность восприятия, расширяет образную память. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, воображения. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.