Полякова Елена Николаевна
Адаптированная образовательная программа для обучающихся начальных классов с ОВЗ ЗПР (вариант 7.1). 2 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Адаптированная коррекционно-логопедическая рабочая программа для учащихся 2 класса с ОВЗ (с ЗПР) составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образованиив Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012
2. Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., 1997 г.
Публикация «Адаптированная образовательная программа для обучающихся начальных классов с ОВЗ ЗПР (вариант 7,1), 2 класс» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
3. Эффективной системы методов коррекции речевых нарушений у младших школьников, предложенной ведущими логопедами: Елецкой О. В., Горбачевской Н. Ю., Струковой М. В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалалевой Р. И., Венедиктовой Л. В., Поваляевой М. А., Прищеповой И. В., Садовниковой И. Н., Ястребовой А. В.
4. Учебного плана МКОУ Таловская СОШ, составленного на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений в соответствии с Приказом № 760 от 27.07.12 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Обучение для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что такие дети характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности.
Большое место в подготовке детей с ОВЗ к жизни в обществе занимает развитие речи, так как речь отдельного человека – один из важнейших показателей уровня его грамотности в широком смысле этого слова.
Поскольку при ЗПР нарушаются все компоненты речи, поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
В условиях реализации программы на нее отведено 68часов (2 часав неделю).
Цельпрограммы : коррекция дефектов устной и письменной речи ребёнка, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи программы :
Развитие фонематического восприятия.
Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения).
Формирование навыков чтения и письма.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Формирование навыка деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
Формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы.
Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
Развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии.
Параллельно с основными задачами будет проводиться работа по развитию лексико-грамматического строя речи.
Программаносит коррекционно-развивающий характер и составлена с учетом индивидуальных возможностей учащегося и особенностей психофизического развития.
Задачи программы определены, исходя из результатов логопедического обследования ребё нка:
фонетико-фонематические процессы недостаточно развиты;
навыки чтения и письма недостаточно развиты;
нет готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе слова.
Вследствие этого у ребё нка наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
Психологические особенности ребё нка:
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
4. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
5. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
6. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
7. Недостаточное развитие способности к переключению.
Планируемые результаты
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
понимать, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
проявлять желание умело пользоваться речью, сознательно относиться к своей речи;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
учиться корректировать и оценивать выполненные задания;
уметь сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
искать и выделять необходимую информации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные:
самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
участвовать в диалоге, в беседе;
выполнять правила речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учетом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные:
В итоге коррекционно-логопедической работы
учащийся должен
знать:
основные термины: речь, фраза, предложение, слово, слог, звук, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.
уметь:
Называть отличая гласных и согласных звуков.
Производить звукобуквенный анализ и синтез слов.
Дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Правильно обозначать на письме буквы.
Содержание коррекционно-логопедической работы.
Данная программа рассчитана на 68 часа (34 недели по 2 часа в неделю, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут, групповых – 40 минут. Рабочая программа включает в себя 9 разделов: «Предложение»; «Слово»; «Звуки речи»; «Гласные I ряда»; «Слоговой анализ и синтез»; «Ударение»; «Гласные IIряда»; «Дифференциация гласных I ряда и II ряда»; «Дифференциация согласных звуков».
1. Предложение (2 часа).
Понятие «Предложение», составление предложений по картинкам, из слов. Правила оформления предложений.
2. Слово (3 часа).
Слово. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
3. Звуки речи (5 часов)
Способы образования различных звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.
Звукобуквенный анализ и синтез слова.
4. Дифференциация гласных I ряда. (3 часа)
Дифференциация а-о. Дифференциация у–о. Дифференциация а-о-у.
5. Дифференциация гласных I ряда и II ряда (5 часов)
Гласные а-я. Гласные о-ё. Гласные у-ю. Гласные э-е. Гласные ы-и.
6. Слоговой анализ и синтез (2 часа).
Понятие «Слог». Деление слов на слоги. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово». Слоговой состав слов. Слогообразующая роль гласных. Определение порядка слогов в слове.
7. Ударение (2 часа).
Соотнесение слова с его ритмическим рисунком. Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Соотнесение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам. Смыслоразличительная роль ударения. Обогащение словаря.
8. Дифференциация согласных звуков (39 часов)
Знакомство с понятием «согласный звук». Развитие фонематического восприятия и слуха. Способ образования. Соотнесение звука с буквой.
Соотнесение согласного звука с символом. Звукобуквенный анализ. Дифференциация согласных. Звуки /п-пь/. Буква П.
Звуки /б-бь/. Буква Б. Дифференциация /п-б/, /пь-бь/.Звуки /т -ть/. Буква Т. Звуки /д -дь/. Буква Д. Дифференциация /т-д/, /ть-дь/.Звуки /в -вь/. Буква В.
Звуки /ф-фь/. Буква Ф. Дифференциация /в-ф/, /вь-фь/.Звуки /к -кь/. Буква К. Звуки /г -гь/. Буква Г. Дифференциация /г-к/, /гь-кь/.Звуки /с-сь/. Буква С. Звуки /з -зь/. Буква З. Дифференциация /с-з/, /сь-зь/. Дифференциация /с-з/, /сь-зь/.Звук /ш/. Буква Ш. Звук /ж/. Буква Ж. Дифференциация /с-ш/.
Дифференциация /с-ш/.Дифференциация /з-ж/.Дифференциация /з-ж/.Звуки /л и ль/. Буква Л. Звуки /р и рь/. Буква Р. Дифференциация /л-р/, /ль-рь/.Звук /ч/. Буква Ч. Дифференциация /ч-ть/.Звук /щ/. БукваЩ. Дифференциация /сь-щ/.Звук /ц/. Буква Ц. Дифференциация /ц-с/.Дифференциация /ц-с/.Дифференциация /ц-т/.Дифференциация /ц-т/.Дифференциация /ц-ч/.Дифференциация /ц-ч/.Дифференциация /ч-щ/. Дифференциация /ш-щ/. Дифференциация /щ-ц/.
9. Дифференциация букв, сходных по кинетическим и оптическим признакам (7 часов)
Дифференциация букв б-д. Дифференциация букв и-у. Дифференциация букв п-т. Дифференциация букв и-ш. Дифференциация букв л-м.
Дифференциация букв к-н. Дифференциация букв н-п.
Формы работы: занятия проводятся индивидуально с использованием игровых технологий, сказок.
Тематическое планирование
2 класс (68 часов)
№ Тема занятия
Предложение (2часа)
1 Предложение. Составление предложений по картинкам.
2 Составление предложений из слов.
Слово (3 часа)
3 Слова-предметы.
4 Слова-действия.
5 Слова-признаки.
Звуки и буквы (5 часов)
6 Гласные звуки и буквы.
7 Согласные звуки и буквы.
8 Твёрдые и мягкие согласные.
9 Звонкие и глухие согласные.
10 Звукобуквенный анализ и синтез слова.
Дифференциация гласных I ряда. (3 часа)
11 Дифференциация а-о.
12 Дифференциация у–о.
13 Дифференциация а-о-у.
Дифференциация гласных I ряда и II ряда (5 часов)
14 Гласные а-я.
15 Гласные о-ё
16 Гласные у-ю
17 Гласные э-е
18 Гласные ы-и
Слоговой анализ и синтез (2 часа)
19 Слог. Деление слов на слоги.
20 Деление слов на слоги.
Ударение (2 часа)
21 Ударение.
№ Тема занятия
22 Выделение ударной гласной.
Дифференциация согласных звуков (39 часов)
23 Звуки /п-пь/. Буква П.
24 Звуки /б -бь/. Буква Б.
25 Дифференциация /п-б/, /пь-бь/.
26 Звуки /т -ть/. Буква Т.
27 Звуки /д -дь/. Буква Д.
28 Дифференциация /т-д/, /ть-дь/.
29 Звуки /в-вь/. Буква В.
30 Звуки /ф-фь/. Буква Ф.
31 Дифференциация /в-ф/, /вь-фь/.
32 Звуки /к -кь/. Буква К.
33 Звуки /г-гь/. Буква Г.
34 Дифференциация /г-к/, /гь-кь/.
35 Звуки /с-сь/. Буква С.
36 Звуки /з -зь/. Буква З.
37 Дифференциация /с-з/, /сь-зь/.
38 Дифференциация /с-з/, /сь-зь/.
39 Звук /ш/. Буква Ш.
40 Звук /ж/. Буква Ж.
41 Дифференциация /с-ш/.
42 Дифференциация /с-ш/.
43 Дифференциация /з-ж/.
44 Дифференциация /з-ж/.
45 Звуки /л- ль/. Буква Л.
46 Звуки /р -рь/. Буква Р.
47 Дифференциация /л-р/, /ль-рь/.
48 Звук /ч/. Буква Ч.
49 Дифференциация /ч-ть/.
50 Звук /щ/. БукваЩ.
51 Дифференциация /сь-щ/.
№ Тема занятия
52 Звук /ц/. Буква Ц.
53 Дифференциация /ц-с/.
54 Дифференциация /ц-с/.
55 Дифференциация /ц-т/.
56 Дифференциация /ц-т/.
57 Дифференциация /ц-ч/.
58 Дифференциация /ц-ч/.
59 Дифференциация /ч-щ/
60 Дифференциация /ш-щ/
61 Дифференциация /щ-ц/
Дифференциация букв, сходных по кинетическим и оптическим признакам (7 часов)
62 Дифференциация букв б-д.
63 Дифференциация букв и-у.
64 Дифференциация букв п-т.
65 Дифференциация букв и-ш.
66 Дифференциация букв л-м.
67 Дифференциация букв к-н.
68 Дифференциация букв н-п.
Всего: 68 часов