Наталья Владиславовна Тарасова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ниток» для детей с ОВЗ 11–17 лет
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Возраст обучающихся: 11–17 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень освоения - стартовый
Разработчик-составитель программы :
Тарасова Наталья Владиславовна.
Ульяновская область, с. Максимовка
2023 г.
Оглавление
Информационная карта программы 3
Публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа „Радуга ниток“ для детей с ОВЗ 11–17 лет» размещена в разделах
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 5
1.1. Пояснительная записка. 5
1.2. Методические условия реализации программы. Особенности организации образовательного процесса 10
1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты 13
1.4. Содержание Программы «Радуга ниток». 15
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 28
2.1. Календарный план-график 28
2.2. Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. 42
2.3. Формы аттестации. 43
2.4. Оценочные материалы. 44
2.5. Методические материалы 45
2.6. Литература 46
2.7. Определения и сокращения.. ….…. 48
Информационная карта программы
1. Ведущая организация Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка
2. Полное название программы Адаптированная дополнительная общеобразо-вательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга ниток»
3. Сведения о разработчике:
Фамилия, имя, отчество, контакты.
Тарасова Наталья Владиславовна,
высшей квалификационной категории,
e-mail : tarasovanatalya1983@gmail.com
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст. 16, ст. 17, ст. 75, ст. 79);
• Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
• Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
• СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
• Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях»;
Адаптированные программы :
• Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09
Локальные акты ОО:
-Устав учреждения;
-Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 г. Дополнительное образование.
4.2. Область применения Дополнительное образование
4.3. Направленность Художественная
4.5. Характер программы Адаптированная, дополнительная, общеобразовательная.
4.6. Особые образовательные потребности Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС) в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.
Возраст обучающихся по программе С 11 до 17 лет включительно.
Продолжительность обучения, условия пролонгации 1 год.
При необходимости, по результатам диагностики, рекомендациям педагога-психолога, решению педагогического совета образовательной организации, предоставляется возможность пройти обучение по данной программе повторно.
Применение дистанционного и /или электронного обучения Дистанционная форма обучения не предусмотрена, т. к. дети проживают в круглосуточном стационаре.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы»
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга ниток» (далее Программа) по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС) от 11 до 17 лет.
Дети находятся в круглосуточном стационаре и присутствие родителей (законных представителей) не предусматривается.
Программа разработана на основании следующих документов:
Нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст. 16, ст. 17, ст. 75, ст. 79);
• Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
• Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
• СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
• Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Адаптированные программы :
• Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09
Локальные акты ОО
• Устав учреждения;
• Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 г. Дополнительное образование.
Базовые специальные коррекционные программы :
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. – 2015 год.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2022 год.
Дополнительность программы
Дополнительность программы по отношению к программе общего образования заключается в том, что при сходных задачах (обучение видам и способам работы с нитью) используются коррекционные технологии и дидактические материалы, специально подобранные для освоения навыков ниткописи для детей с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС).
Актуальность программы
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяются :
- необходимостью решения проблемы социализации детей с умственной отсталостью, РАС и создания благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации;
- обновлением содержания, поиском новых направлений, форм и методов преподавания в системе дополнительного образования;
- гуманистической парадигмой образования, ориентированной на создание равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отличительными особенностями программы являются :
- комплектование группы обучающихся с учетом психофизических и возрастных особенностей из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник» в с. Максимовка;
- занятия проводятся в течении календарного года, так как дети находятся на стационарном обслуживании;
- обучение может осуществляться по данной программе индивидуально и в мини-группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка;
- организация и создание условий для развития творчества обучающихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Инновационность программы :
Инновационность Программы заключается в том, что содержание предполагает развитие творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством декоративно-прикладного творчества.
Адресат программы :
Программа предназначена для детей от 11 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья: умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС).
Каждая из вышеперечисленных категорий детей требует определенных условий реализации Программы, так как имеет свои специфические особенности.
Для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью характерны следующие основные черты:
- повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;
- ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с легкой и умеренной умственной отсталостью страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Тяжелые множественные нарушения развития.
Их особенности развития:
-свободная словесная коммуникация с ребенком затруднена (ребенок безречевой или речь грубо нарушена);
-обращенную простую речь (короткие разговорные фразы) не понимает или понимает только после многократного повторения;
-испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
-слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
-наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки;
-имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т. п.);
-имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения, влияющих на освоении данной программы;
-повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха;
-не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка, влияющие на освоении данной программы.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) имеют широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченные интересы, стереотипные действия (повторяющиеся, навязчивые движения).
Для детей с расстройством аутистического спектра свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
- равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам);
- пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);
- эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов).
Для этих детей характерны трудности эмоционального развития, трудности разработки средств коммуникации, формирования индивидуального аффективного опыта как основы создания целостной картины мира, трудности продвижения в осмыслении происходящего и развития все более сложных и активных форм взаимодействия с окружающим.
У детей с аутизмом наблюдаются нарушение развития самосознания, вплоть до телесного уровня, нарушения возможности понимать других людей, нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности, различные страхи, боязнь телесногои зрительного контактов.
Нарушение коммуникативной сферы, поведенческие проблемы затрудняют построение учебной коммуникации, что, безусловно, сказывается на восприятии и усвоении содержательного компонента обучения, поэтому первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «учитель — ученик», при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения приучение ребенка к правилам взаимодействия в группе происходит дозировано, без форсирования и с сохранением дистанции. При необходимости используются альтернативные способы коммуникации, приемы и методы прикладного анализа поведения, визуальное расписание, помощь ассистента.
Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал таких детей позволяет им осваивать материал Программы.
Объем и срок освоения программы.
Программа состоит из трех модулей. Всего 144 часа в год. Учебная нагрузка в неделю составляет 1 час, 3 раза в неделю - на одну группу, но может быть изменена по усмотрению директора учреждения.
Срок освоения программы в течение всего учебного года - 48 недель.
Первый модуль с 01 сентября 2023 г. по 31 декабря 2023 г. - 16 недель, 48 часов.
Второй модуль с 09 января 2024 г. по 31 мая 2024 г. - 20 недель, 60 часов.
Третий модуль с 01 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. - 12 недель, 36 часов.
Дополнительные выходные дни, связанные с государственными праздниками (в соответствии с частью первой ст. 112 ТК РФ) :
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
Форма обучения – очная.
1.2. Методические условия реализации программы.
Особенности организации образовательного процесса
Основная форма работы – учебное занятие (теоретическое, практическое). Обучение на занятиях как групповое, так и индивидуальное. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем).
Содержание занятий включает использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка и навыков общения (речи, развитие мелкой моторики рук и графических навыков, сенсорики, элементарных математических представлений). Подбор дидактических пособий и материалов учитывает наиболее развитый типа восприятия. Теоретические занятия представляют собой совместную деятельность с педагогом по освоению тех или иных навыков и умений и занимают от 5 до 10 минут на каждом занятии (объяснение задания, правил, показ действия). Практическая часть включает игры, упражнения, основное время отведено выполнению поделок (аппликации).
Для успешной реализации программы необходимо :
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций педагога-психолога);
- сотрудничество с воспитателями, социальным педагогом;
- соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, сверстниками).
При затруднении отдельных детей в освоении материала, задания упрощаются, освоение действия происходит по отдельным элементам, используются приемы «рука в руке».
В летний период занятия по АДООП «Радуга ниток» организуются и проводятся в форме игр-путешествий, игровых упражнений, развлечений на свежем воздухе на спортивной, игровой площадках, в беседках при благоприятных погодных условиях.
Основные методы обучения:
- наглядные: показ выполнения, работа по образцу через серию видеороликов, презентаций; визуальные подсказки и расписание, высланных педагогами;
- практические: манипулирование руками ребенка для передачи ему моторногостереотипа («рука в руке», тренировочные упражнения по рекомендациям педагогов;
- словесные: беседа, а также объяснение, устное изложение, социальные истории по рекомендациям педагога.
Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) применяются приемы прикладного анализа поведения.
Основные требования к проведению игр и упражнений, включаемых в занятия:
- избегание, по возможности, инструкций, нравоучений, замечаний, разделения детей на хороших и плохих игроков;
- поддержка каждого ребенка, показ, что другие дети – не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним люди;
- учет нежелания ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов;
- многократное повторение одних и тех же игр, и упражнений, как условие их развивающего эффекта;
Структура занятия включает:
Начало занятия.
Проверка готовности к занятию.
Рефлексия прошлого занятия.
Сообщение темы, задач занятия. Сообщение по теме занятия.
Правила безопасной работы.
Практическая работа.
Рефлексия прошедшего занятия.
Приведение в порядок учебного места, мытье рук.
Завершение занятия.
Режим занятий:
Общее количество часов в год - 144.
Количество часов и занятий в неделю - 3.
Начало занятий 1 модуля - 01 сентября 2023 г., окончание - 31 декабря 2023 г.
Начало занятий 2 модуля - 09 января 2024 г., окончание - 31 мая 2024 г.
Начало занятий 3 модуля - 01 июня 2024 г., окончание - 31 августа 2024 г.
Продолжительность занятий и перерывов между ними соответствует санитарно-гигиеническим требованиями к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и не превышает временные нормы 30–45 минут.
Расписание занятий составляется с учетом режима дня учреждения, возрастных, психологических особенностей детей и установленных СанПиНом требований.
Принцип комплектования групп
Обучающиеся объединения по программе «Радуга ниток» формируются из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник», девочек группы №4, в начале учебного года с 1 сентября, в том числе не имеющих подготовки по программе. Допускается добор детей (девочек) в объединение в течение учебного года. Для вновь набранных обучающихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. В сентябре проводится диагностика (педагогическое наблюдение за спонтанной деятельностью) уровня развития умений и навыков детей, определяются формы работы. В декабре проводится диагностика, по результатам которой при необходимости корректируются приемы и методы обучения, увеличивается время для освоения отдельных элементов программы конкретным детям.
В мае проводится итоговая диагностика, организуется выставка творческих работ воспитанников. Аттестационные мероприятия не предусмотрены.
Уровень реализуемой программы – стартовый.
1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты
Цель программы -
формирование личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через обучение созданию художественных работ в технике ниткописи из шерстяных нитей.
Задачи программы :
Образовательные:
-Обучить различным техникам аппликации из ниток;
-Обучить различным приёмам работы с нитками;
-Сформировать знания об инструментах, приспособлениях и материалов, используемых при аппликации нитками;
-Ознакомить с правилами безопасности при работе с нитками, о правильном использовании инструментов, приспособлений и материалов, используемых при аппликации нитками;
-Сформировать умение оценивать свою работу и работу другого воспитанника;
-Обучить навыкам планирования своих действий;
-Учить выполнять работу коллективно.
Развивающие:
-Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
-Развивать навыки планирования своих действий;
-Развивать коммуникативную компетентность;
-Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
-Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию рук;
-Развивать способности к творчеству;
-Расширять коммуникативные способности детей;
-Содействовать приобретению навыка применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
-Воспитывать в детях любовь к малой Родине, ее природе и людям;
-Воспитывать аккуратность, целеустремленность;
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-Воспитывать желание видеть, чувствовать красоту и гармонию;
-Воспитание уважения к своему труду и к труду других людей.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с умственной отсталостью.
В результате реализации программы «Радуга ниток» ребенок будет:
1) проявлять интерес к работе с нитками;
- владеть знаниями о подборе материалов по цвету и фактуре;
- владеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
- выполнять вышивку по картону нитками самостоятельно, с помощью педагога;
- наклеивать нити на основу по контуру, по всей заготовке;
- принимать активное участие в творческих конкурсах, выставках;
2) слушать педагога, вступать с ним в диалог;
- излагать свою точку зрения, давать оценку работам (красиво/некрасиво);
- удерживать и соблюдать алгоритм работы по изготовлению творческих работ.
3) проявлять потребность в общении, навыки коммуникации;
- демонстрировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении совместных работ.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Как и в коррекционных школах, детям предоставляется возможность пройти материал Программы повторно.