Людмила Трофимова
Адаптированная дополнительная образовательная программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
Публикация «Адаптированная дополнительная образовательная программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г. ;
5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п. ;
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
10. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Бгажноковой И. М. (М. «Просвещение» 2011).
11. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей» ( Составитель: НИИ Дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).
12. Учебный план образовательного учреждения.
Актуальность
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ЦССВ. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
• коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
• коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
- развивать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т. п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (центра литературы).
Тематическое планирование
№ Месяц Тема: Часы
1 сентябрь Русская народная сказка «Репка» 4
2 октябрь Русская народная сказка «Теремок» 5
3 ноябрь Русская народная сказка «Маша и Медведь» 4
4 декабрь Русская народная сказка «Снегурочка» 4
5 январь Русская народная сказка «Волк и козлята» 5
6 февраль Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 4
7 март Русская народная сказка «Лиса и заяц» 4
8 апрель Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» 4
9 май Русская народная сказка «Гуси-лебеди» 5
10 Итого: 39 часов
Календарное планирование
№ Месяц, дата Тема:
1 Сентябрь
Русская народная сказка «Репка»
Прослушивание сказки
Нарисуй героя сказки
Просмотр мультфильма
Познавательная беседа по сказке
2 октябрь Русская народная сказка «Теремок»
Прослушивание сказки
Нарисуй героя сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр мультфильма
Театрализованное представление
3 ноябрь Русская народная сказка «Маша и Медведь»
Прослушивание сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
4 декабрь Русская народная сказка «Снегурочка»
Прослушивание сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр мультфильма
Нарисуй героя сказки
5 Январь
Русская народная сказка «Волк и козлята»
Прослушивание сказки
Театрализованное представление
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
6 февраль Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Прослушивание сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
7 март Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Прослушивание сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
8 апрель Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Прослушивание сказки
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
9 май Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Прослушивание сказки
Театрализованное представление
Познавательная беседа по сказке
Просмотр иллюстраций
Нарисуй героя сказки
Литература
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. – М. : «Просвещение», 2013 г.
2. Т. А. Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
3. Корзун А. В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд. центр Академия, 2002
5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2005
7. Расскажи мне сказку… : Лит. сказки для детей/cост. Э. И. Иванова. – М. :Просвещение, 1993.
8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко
9. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М. : 2004.
10. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. :Линка-Пресс. 2003
11. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М. : ТЦ Сфера, 2010
12. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : Фолио, АСТ,2000.