Гульназ Султанова
Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.
Упражнение «Сердечки»
По кругу родителям предлагается взять немного сердечек, представиться и рассказать о своих детях столько фактов, сколько сердечек он выбрал.
Упражнение «Моё настроение»
«В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки - напряженное, широко разведенные руки - замечательное, руки на коленях - спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу в нашем клубе перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на заседание клуба».
Публикация «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Упражнение «Мои привычки и интересы»
«Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Сейчас мы с вами выполним задания, которые отражают ваши собственные привычки и интересы»
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, кто:
а) любит спать;
б) любит сладкое.
• Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче, в огороде;
б) любит варить варенье, делать заготовки на зиму.
• Выходят в круг и танцуют те родители, кто:
а) любит тратить деньги;
б) любит путешествовать.
Упражнение «Ассоциации»
Родителям предлагается подобрать ассоциации к записанному на доске слову «адаптация». Варианты педагог-психолог записывает рядом. Педагог-психолог: «Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».
Вопросы родителям для обсуждения:
Что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения). Какие ещё ситуации требуют у ребёнка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, длительный отпуск, смена педагога, появление нового ребёнка в группе сверстников.)
Теперь мы с вами произвольно рассаживаемся за столы.
На столах лежат перевёрнутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный столик, будут играть - администрация ДОУ, воспитатели, родители, дети. Таким образом, образуется 4 команды.
Каждая группа участников выдвигает основные факторы, которые влияют на адаптацию ребёнка к условиям детского сада :
1. Возраст ребёнка.
2. Состояние здоровья, темперамент.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
7. Условия семейного воспитания.
8. Компетентность педагога.
9. Детский коллектив.
Упражнение «Адаптация - это хорошо, адаптация - это плохо»
«Родители продолжают фразу: «Адаптация - это хорошо, потому что.», продолжают фразу: «Адаптация - это плохо, потому что.». И так - до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.
Вопросы для обсуждения:
Что характерно для поведения ребёнка в период адаптации?
В чем проявляется стресс?
Ребёнок подвержен частым простудным заболеваниям;
он может разучиться заботиться о себе, например, самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и. т. д. если ребёнок это делал раньше;
в речи начинают превалировать глаголы, ребёнок говорит односложно или просто кивает головой до-нет, может забывать многие слова;
угасает познавательная активность;
проблемы со сном и аппетитом;
отрицательные эмоции;
могут долго сидеть с отсутствующим видом, не хочет ни играть ни есть;
страх;
злость, гнев.
Примечание. В конце обсуждения педагог-психолог вывешивает плакат.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Беспокойство
• Страх
• Заторможенность или повышенная возбудимость
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
Мини-лекция «Как облегчить адаптацию в домашних условиях»
Проверить, как ребёнок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.
Определение степени адаптации ребёнка к условиям ДОУ
Степень адаптации/показатели
лёгкая средняя тяжёлая
1. К 20-му дню пребывания в детском саду у ребёнка нормализуется сон, аппетит 1. Нарушение в общем состоянии выражены ярко и длительны. аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает 1. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижен.
2. Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем 2. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня 2. Настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду
3. Отношение с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбуждённое
4. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным 4. Отношение к детям избирательное 4. Отношение к детям – избегает, сторонится их или проявляет агрессию
5. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель 5. Интерес к окружающему восстанавливается долго 5. Отказ от участия в деятельности
6. Заболеваемость не более 1 раза, длительностью не более 10 дней 6. Заболеваемость до 2 раз, длительностью не более 10 дней, без осложнений 6. Респираторные заболевания более 3 раз, длительностью более 10 дней
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Соблюдать режим дня - ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости - это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано!
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
6. Пораньше забирать из детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков - ребенку легче будет занять себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях - обязательно в радостных и положительных тонах.
9. Если ребенок возбудимый, то подвешивать над его кроваткой мешочки с успокаивающими сборами трав, но прежде проконсультироваться с врачом.
10. Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
11. Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад - ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания, особенно касается мам, которые сидят в раздевалке по полчаса уговаривают или успокаивают ребёнка.
Упражнение «Дерево успеха» (рефлексия, обратная связь)
Родители по желанию высказывают свои впечатления, мысли по поводу всей встречи.
Родители прикрепляют на дерево листья соответствующего цвета:
красный лист – «встреча понравилась, я думаю, моё участие в ней поможет лучше узнать ребёнка и улучшить его адаптацию»;
жёлтый лист – «сомневаюсь, что данная встреча помогла мне»;
зелёный лист – «жалею, что принял (-а) участие в данном мероприятии».
Вопросы от родителей в индивидуальном порядке.