Анна Рубель
Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление организма к новым обстоятельствам, ответ на новые для него условия.
Адаптационный механизм включает биологическую приспособление (изменение режима сна, питания, прогулок) и социальную (изменение привычной существования ребёнка – новое помещение, неизвестные дети и взрослые, отсутствие мам и пап, невозможность в полной мере делать то, что хочется). На его протекание воздействуют психофизиологические и индивидуальные оченьсти ребёнка, нюансы семейных отношений и воспитания.
Публикация «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Привыкание ребёнка к детскому саду может продолжаться от 20 до 60 дней. Если и к 60 дню ребёнок не привык – это тяжёлая адаптация, но в нашей практике такое случается очень изредка. Традиционно отмечается адаптация лёгкая и средней степени тяжести.
На первые недели приходятся самые бурные реакции, которые проявляются в капризности, плаксивости, нарушениях сна (ребёнок может плакать и вскрикивать во сне, непослушности, оперативной утомляемости, усиливается привязанность к маме. Могут возникать респираторные болезни. Будьте полны решимости к тому, что если ребёнок заболевает во время привыкания к саду, то после выхода с больничного приспособление, скорей всего, придётся начинать на практике заново.
Вообще боязнь разлуки с мамой – это яркая эмоциональная реакция. Ребёнок в раннем возрасте познаёт мир на эмоционально-чувственном уровне и при разлуке с родителями претерпевает глубокие волнения. Но разлука может тяжело переноситься не лишь чадом, но и его мамой. Данная мать сама провоцирует тревожность у ребёнка, нездорово расставаясь с ним, отрицательно относясь к педагогам и их требованиям.
Поэтому, дабы не провоцировать боязни, родители должны сохранять умиротворение, быть благосклонно настроены к воспитателю и детскому саду.
На эффективность приспособлению воздействуют следующие факторы:
1) Состояние здоровья и степень формирования ребёнка.
Здоровый и развитый малыш приспосабливается успешнее. А отсутствие правильного режима, недостаток сна истощают нервную систему в данный и так непростой промежуток, что, соответственно, ведет к заболеванию. Поэтому, отдав ребёнка в детский сад, создайте дома условия, приближенные к режиму, принятому в учреждении.
Важно, дабы к моменту прихода в детский сад у вашего малыша были сформированы элементарные навыки самостоятельного обслуживания. Он обязан уметь имеется ложкой и пить из чашки, мыть руки, пользоваться платком, быть приучен к горшку и уметь на него попроситься. Если ваш ребёнок приучен к горшку, но после поступления в детский сад начал писаться в штаны, не расстраивайтесь, так как ребёнок таким образом может реагировать на стрессовую ситуацию, и поэтапно всё войдёт в норму. Во время адаптации не необходимо отучать ребёнка от вредных манер (к примеру, сосания соски, дабы не обострять и так не простой для него промежуток.
2) Сформированность у ребёнка предметной работы и компетенции контактировать с окружающими.
Дети, с которыми дома играют мало или не поощряют их игровую инициативу, труднее привыкают к детскому саду. У них неудовлетворительно сформированы механизма с предметами, любая сложность стимулирует слёзы, не могут сформировать контакт со взрослым.
Те дети, которые умеют длительное время и разнообразно действовать с игрушками, приспосабливаются легче. Приходя в группу, они интересуются новыми игрушками, соглашаются поиграть с воспитателем, в случае затруднения могут обратиться к нему за содействием. Играйте с детьми дома и поощряйте игровую инициативу!
Приучение к детскому саду должно проходить поэтапно. Недопустимо немедленно оставлять ребёнка на целый день. В первый день приходите на час, а далее в зависимости от состояния и поведения ребёнка время поэтапно повышается. Здесь нужно прислушиваться к рекомендациям воспитателя, которые наблюдают вашего ребёнка во время его пребывания в группе. И, если, к примеру, вы желаете оставить ребёнка на «тихий час», а воспитатель говорит, что вам ещё спозаранку оставаться на сон, то имеется суть ради психического здоровья и благополучия ребёнка прислушаться к нему.
Для детей важна предсказуемость. Собираясь с утра в детский сад, проговаривайте ребёнку, что он будет делать в течение дня. К примеру: «Мы теперь умоемся, позавтракаем и пойдём в детский сад. Там ты поиграешь, погуляешь, пообедаешь, поспишь, а впоследствии я за тобой приду».
В гардеробе старайтесь длительное время не прощаться, потому что тем самым вы показываете малышу собственную нерешительность и нежелание отпускать его. Помните поговорку: «Долгие проводы – излишние слёзы». Порой, вроде бы который адаптировался ребёнок начинает с утра капризничать и отказываться идти в детский сад, но, чаще всего, как показывает практика, приходя в группу, он быстро успокаивается, отвлекается на игры и о маме не припоминает. Возможно, причиной каприза в этом случае представляет собой то, что ребёнок просто не выспался.
Не уходите «втихую», в противном случае ребёнок воспримет это как предательство и не будет вам доверять.
Более лучше придумайте обычай прощания (к примеру, поцеловать, погладить по головке, спинке, потереться носиками и т. п.). Если ребёнку особенно трудно расставаться с мамой, пускай его ведет отец (бабушка, дедушка).
Некоторые матери переживают по предлогу оглушительного плача детей во время адаптации, но ребёнок обязан «страдать по маме», это конечно. Хуже, если ребёнок замыкается и всё испытывает глубоко внутри, находится в депрессивном состоянии.
В промежуток приспособлению малышам разрешается приносить из дома мягкие или другие любимые игрушки. Они символизируют частичку дома для ребёнка, а мягкая игрушка дарит ребёнку успокоение, заменяя на время маму и тепло её объятий.
Забирая ребёнка из сада, старайтесь не опаздывать.
Дети определенно отслеживают все режимные моменты, и, если мать не пришла после обеда, как обещала, то это может вызвать слёзы и даже истерику. В случае опоздания объясните ребёнку, что вы помнили о нём и очень торопились. Пообещайте, что постараетесь выше не опаздывать, но, если такое опять повториться, он не обязан опасаться, вы непременно за ним прибудете.
Нормально, если ребёнок может поведать, как прошёл его день в детском саду, но в раннем возрасте так случается не всегда. Не стоит, приходя за малышом, задавать вопросы его: «Тебя никто здесь не обижал?», потому что такими вопросами вы «зацикливаете» его на негативе и способствуете развитию тревожности. Более лучше задавать вопросы об играх, прогулках.
Старайтесь не отзываться неудовлетворительно о воспитателе в присутствии ребёнка. Он будет думать: «Мама нарекает тётю неудовлетворительный и всё равно меня к ней ведет – означает, она меня не любит». Дабы не появлялось конфликтных ситуаций, заблаговременно предупредите воспитателя об нюансах вашего ребёнка, его привычках, о том, в каких моментах ему может потребоваться помощь взрослого.
Расспрашивайте педагога о пребывании малыша в группе. Если ребёнок участвует в играх и занятиях, ест, необходимо принятым в группе правилам, то, можно сказать, что процесс приспособлению протекает хорошо.