МААМ-картинки

Адаптация персонала как объект исследования

Ольга Гераськина
Адаптация персонала как объект исследования
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация персонала как объект исследования

Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду [1, С. 8]. Однако принимая таких граждан к себе на работу работодатель, так или иначе, сталкивается с частью проблем, одной из которых является необходимость управления трудовой адаптацией. В процессе взаимосвязи сотрудника и организации совершается их обоюдное приспособление, основу которого составляет поэтапное вхождение сотрудников в иные социально-экономические и профессиональные условия.

Публикация «Адаптация персонала как объект исследования» размещена в разделах

А. Я. Кибанов дает такое определение адаптации персонала : Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающее на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха [6, С. 269].

Адаптация – как состояние включенности в деятельность при реализации внутриличностных возможностей и благоприятного эмоционального самочувствия, иными словами такое состояние называется адаптированностью [4, С 10].

Когда мы говорим о трудовой адаптации сотрудника, то мы имеем в виду адаптацию не только вновь пришедшего сотрудника, но сотрудников, успешно переведенных на новую должность внутри компании. Поэтому принято выделять такие виды адаптации сотрудников как : первичная и вторичная адаптация.

Первичная адаптация – это адаптация работников, у которых отсутствует опыт профессиональной деятельности.

Вторичная адаптация, наоборот, работников с опытом профессиональной деятельности. В современных организациях мы можем встретить и один и другой вид адаптации [3, С. 1-2].

В организации для более эффективного включения работника в производственные процессы, согласно трудового законодательства, и по соглашению сторон, после приема на работу может быть предусмотрено прохождение им испытательного срока. При этом испытательный срок и адаптационный период имеют разное содержание и продолжительность. Это не слова синонимы [10, С. 18].

В первую очередь надо сказать о том, что испытательный срок может сократить работодатель по своему желанию, а адаптационный период останется прежним.

Испытательный срок для рядовых сотрудников, согласно Трудового кодекса РФ (ТК РФ, может продолжаться не более трёх месяцев, а адаптационный период может длиться от месяца до полугода [2, С. 43]. То есть адаптационный период четко не определен, его длительность зависит от уровня освоения и приспособленности того, или иного сотрудника к организации. Это подтверждается результатами исследования и зависит от индивидуальных особенностей принимаемых сотрудников и созданных в организации условиях труда [7, С. 1-3].

Но главным отличием двух этих процессов является то, что испытательный срок направлен, лишь на освоение сотрудником специальных умений и профессиональных знаний в своей работе, а адаптационная работа помимо всего этого включает так же его приспособленность к сложившимся условиям в организации, и ее коллективу [5, С. 3].

Организация и проведение адаптации персонала необходима для :

- сокращения текучести кадров;

- избегания ошибок в работе новых сотрудников;

- достижения результативности работы в максимальные сроки;

- формирования удовлетворенности своей работой у сотрудников [12].

Согласно определению, адаптация есть процедура устройства к различным условиям труда: профессиональным, психофизиологическим и т. д. На базе этого выделяют различные формы трудовой адаптации персонала.

1. Профессиональная адаптация. В ходе данной адаптации сотрудник осваивает специфику, все тонкости и навыки своей работы. За время этой адаптации сотрудник должен понять хватит ли у него знаний и умений для выполнения своей работы.

2. Психофизиологическая адаптация. Работник по прибытию на новое место работы привыкает к различным психологическим и физическим нагрузкам, которые на него оказывают условия труда. К примеру, это может быть: санитарно-гигиенические условия труда, стресс и д. р.

3. Организационная адаптация. Это процесс, в котором сотрудник знакомиться с тем, как все устроено в организации, ее структурой. Результатом этой адаптации является понимание сотрудником своей роли и значимости во всем производственном процессе.

4. Социально-психологическая адаптация. Такая форма адаптации предназначена для того, чтобы сотрудник влился в коллектив. Другими словами, наладил взаимоотношения со своими коллегами, а так же освоил нормы, которые в нем приняты. И здесь, надо отметить, что этот процесс может занять немало времени, в случае, когда коллектив изначально неслаженный в организации [11, С. 111].

5. Экономическая адаптация. Она помогает сотруднику приспосабливаться к таким экономическим условиям как: размер заработанной платы, премии, и сроку их выплат [8, С. 169].

В каждой организации система адаптации разная, поскольку разрабатывается с учетом особенностей компании и выбором тех или иных методов проведения. В крупных компаниях создаются службы по адаптации персонала, как отдельное структурное подразделение [9, С. 2-3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация персонала представляет собой процесс приспособления сотрудника к новым условиям труда, основанный на его постепенном включении в работу. На основе условий, к которым приспосабливается вновь прибывший сотрудник в адаптационный период, выделяют формы адаптации : профессиональная, психофизиологическая, экономическая, организационная, социально-психологическая адаптация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (С учётом поправок от 21 июля 2014). – М. : Проспект, 2015. - 32 с.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30 декабря 2001 года. № 197-ФЗ. С измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 года. – М. : Проспект, 2017. -. 240 с.

II. Литература:

3. Алексеева, К. А. Адаптация персонала как фактор повышения производительности труда //Наука и современность. 2014. - № 28. - С. 1-2

4. Добряк, С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: диссертация кандидата психологических наук. 19.00.07. Педагогическая психология - Санкт- Петербург, 2004 – 202с.

5. Казначеева, С. Н. Проблемы адаптации персонала в кадровом менеджменте //Интернет- журнал «Науковедение». 2015. - № 5. - С. 3

6. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2014. – 447 с.

7. Кирилина, Ю. Н., Калимуллин, Д. М. Разработка системы адаптации производственного персонала как способ уменьшения сопротивления изменениям на предприятии // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. - № 7 (11) - С. 1-3

8. Налчаджян, A.A. Психологическая адаптация : механизмы и стратегия Текст. / A.A. Налчаджян. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. -368 с.

9. Федосеева, А. В. Организация профессиональной адаптации // Современные проблемы науки и образования. 2015 - № 1. - С. 2-3.

10. Чернявская, Н. Т. Организация работы с молодыми специалистами-педагогами в учреждении образования: методические рекомендации // Гродно: Изд-во УО «Гродненский ГОИПК и ПРР и СО», 2008. - 50 с.

11. Чикер, В. А. Методология и методы социально-психологических исследований : Учеб. пособие Текст. / В. А. Чикер. СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2010. - 135 с.

12. HR – Portal. Адаптация персонала : цели, методы, способы - [Электронный ресурс] : https://hr-portal.ru/ (26.03.2016)

Публикации по теме:

Игры на формирование у детей понятия «Объект — имя признака — значение признака» Игры на формирование у детей понятия «ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА» «Домик» Цель игры: Учить детей через признак цвет находить.

Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» (подготовительная группа) Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе.

Презентация «Классификация методов научного исследования» Классификация методов научного исследования 1 слайд – титул 2 слайд – Научный метод - это совокупность основных способов получения новых.

Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий. Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) Конспект занятия по ТРИЗ в подготовительной к школе группе № 7 «Звездочка» Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое). Подготовила:.

Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Белевич Наталия Александровна: педагог-психолог ГБДОУ Д/С.

Сценарий конкурса «Ты супер-2019!» среди технического персонала в детском саду Сценарий конкурса «Ты супер-2019!» среди технического персонала в детском саду «Светлячок». Пермский край, г. Кудымкар МБДОУ "Детский сад".

Организация и Методы исследования в ДОУ Исследование особенностей психических состояний дошкольников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых.

Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС В статье обсуждается актуальность использования методик управления временем в дошкольных образовательных организациях (ДОО) в современных.

Единое образовательное пространство как объект управления кадрами Выступление на Августовской педагогической конференции 2018 года "Единое образовательное пространство как объект управления кадрами" СЛАЙД.

Конспект занятия-исследования «Волшебное превращение» Задачи: - продолжать знакомство с линей как изобразительным средством; - учить видеть красоту линий в окружающей действительности и в работах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация персонала как объект исследования
Опубликовано: 16 мая 2019 в 10:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация персонала как объект исследования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гераськина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД