Получи документы

Адаптация персонала как объект исследования

Ольга Гераськина
Адаптация персонала как объект исследования

Адаптация персонала как объект исследования

Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду [1, С. 8]. Однако принимая таких граждан к себе на работу работодатель, так или иначе, сталкивается с частью проблем, одной из которых является необходимость управления трудовой адаптацией. В процессе взаимосвязи сотрудника и организации совершается их обоюдное приспособление, основу которого составляет поэтапное вхождение сотрудников в иные социально-экономические и профессиональные условия.

Публикация «Адаптация персонала как объект исследования» размещена в разделах

А. Я. Кибанов дает такое определение адаптации персонала : Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающее на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха [6, С. 269].

Адаптация – как состояние включенности в деятельность при реализации внутриличностных возможностей и благоприятного эмоционального самочувствия, иными словами такое состояние называется адаптированностью [4, С 10].

Когда мы говорим о трудовой адаптации сотрудника, то мы имеем в виду адаптацию не только вновь пришедшего сотрудника, но сотрудников, успешно переведенных на новую должность внутри компании. Поэтому принято выделять такие виды адаптации сотрудников как : первичная и вторичная адаптация.

Первичная адаптация – это адаптация работников, у которых отсутствует опыт профессиональной деятельности.

Вторичная адаптация, наоборот, работников с опытом профессиональной деятельности. В современных организациях мы можем встретить и один и другой вид адаптации [3, С. 1-2].

В организации для более эффективного включения работника в производственные процессы, согласно трудового законодательства, и по соглашению сторон, после приема на работу может быть предусмотрено прохождение им испытательного срока. При этом испытательный срок и адаптационный период имеют разное содержание и продолжительность. Это не слова синонимы [10, С. 18].

В первую очередь надо сказать о том, что испытательный срок может сократить работодатель по своему желанию, а адаптационный период останется прежним.

Испытательный срок для рядовых сотрудников, согласно Трудового кодекса РФ (ТК РФ, может продолжаться не более трёх месяцев, а адаптационный период может длиться от месяца до полугода [2, С. 43]. То есть адаптационный период четко не определен, его длительность зависит от уровня освоения и приспособленности того, или иного сотрудника к организации. Это подтверждается результатами исследования и зависит от индивидуальных особенностей принимаемых сотрудников и созданных в организации условиях труда [7, С. 1-3].

Но главным отличием двух этих процессов является то, что испытательный срок направлен, лишь на освоение сотрудником специальных умений и профессиональных знаний в своей работе, а адаптационная работа помимо всего этого включает так же его приспособленность к сложившимся условиям в организации, и ее коллективу [5, С. 3].

Организация и проведение адаптации персонала необходима для :

- сокращения текучести кадров;

- избегания ошибок в работе новых сотрудников;

- достижения результативности работы в максимальные сроки;

- формирования удовлетворенности своей работой у сотрудников [12].

Согласно определению, адаптация есть процедура устройства к различным условиям труда: профессиональным, психофизиологическим и т. д. На базе этого выделяют различные формы трудовой адаптации персонала.

1. Профессиональная адаптация. В ходе данной адаптации сотрудник осваивает специфику, все тонкости и навыки своей работы. За время этой адаптации сотрудник должен понять хватит ли у него знаний и умений для выполнения своей работы.

2. Психофизиологическая адаптация. Работник по прибытию на новое место работы привыкает к различным психологическим и физическим нагрузкам, которые на него оказывают условия труда. К примеру, это может быть: санитарно-гигиенические условия труда, стресс и д. р.

3. Организационная адаптация. Это процесс, в котором сотрудник знакомиться с тем, как все устроено в организации, ее структурой. Результатом этой адаптации является понимание сотрудником своей роли и значимости во всем производственном процессе.

4. Социально-психологическая адаптация. Такая форма адаптации предназначена для того, чтобы сотрудник влился в коллектив. Другими словами, наладил взаимоотношения со своими коллегами, а так же освоил нормы, которые в нем приняты. И здесь, надо отметить, что этот процесс может занять немало времени, в случае, когда коллектив изначально неслаженный в организации [11, С. 111].

5. Экономическая адаптация. Она помогает сотруднику приспосабливаться к таким экономическим условиям как: размер заработанной платы, премии, и сроку их выплат [8, С. 169].

В каждой организации система адаптации разная, поскольку разрабатывается с учетом особенностей компании и выбором тех или иных методов проведения. В крупных компаниях создаются службы по адаптации персонала, как отдельное структурное подразделение [9, С. 2-3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация персонала представляет собой процесс приспособления сотрудника к новым условиям труда, основанный на его постепенном включении в работу. На основе условий, к которым приспосабливается вновь прибывший сотрудник в адаптационный период, выделяют формы адаптации : профессиональная, психофизиологическая, экономическая, организационная, социально-психологическая адаптация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (С учётом поправок от 21 июля 2014). – М. : Проспект, 2015. - 32 с.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30 декабря 2001 года. № 197-ФЗ. С измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 года. – М. : Проспект, 2017. -. 240 с.

II. Литература:

3. Алексеева, К. А. Адаптация персонала как фактор повышения производительности труда //Наука и современность. 2014. - № 28. - С. 1-2

4. Добряк, С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: диссертация кандидата психологических наук. 19.00.07. Педагогическая психология - Санкт- Петербург, 2004 – 202с.

5. Казначеева, С. Н. Проблемы адаптации персонала в кадровом менеджменте //Интернет- журнал «Науковедение». 2015. - № 5. - С. 3

6. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2014. – 447 с.

7. Кирилина, Ю. Н., Калимуллин, Д. М. Разработка системы адаптации производственного персонала как способ уменьшения сопротивления изменениям на предприятии // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. - № 7 (11) - С. 1-3

8. Налчаджян, A.A. Психологическая адаптация : механизмы и стратегия Текст. / A.A. Налчаджян. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. -368 с.

9. Федосеева, А. В. Организация профессиональной адаптации // Современные проблемы науки и образования. 2015 - № 1. - С. 2-3.

10. Чернявская, Н. Т. Организация работы с молодыми специалистами-педагогами в учреждении образования: методические рекомендации // Гродно: Изд-во УО «Гродненский ГОИПК и ПРР и СО», 2008. - 50 с.

11. Чикер, В. А. Методология и методы социально-психологических исследований : Учеб. пособие Текст. / В. А. Чикер. СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2010. - 135 с.

12. HR – Portal. Адаптация персонала : цели, методы, способы - [Электронный ресурс] : https://hr-portal.ru/ (26.03.2016)

Публикации по теме:

Игры на формирование у детей понятия «Объект — имя признака — значение признака» Игры на формирование у детей понятия «ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА» «Домик» Цель игры: Учить детей через признак цвет находить.

Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» (подготовительная группа) Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе.

Презентация «Классификация методов научного исследования» Классификация методов научного исследования 1 слайд – титул 2 слайд – Научный метод - это совокупность основных способов получения новых.

Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий. Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) Конспект занятия по ТРИЗ в подготовительной к школе группе № 7 «Звездочка» Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое). Подготовила:.

Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Маркетинг персонала дошкольного образования на основе компетентностного подхода Белевич Наталия Александровна: педагог-психолог ГБДОУ Д/С.

Сценарий конкурса «Ты супер-2019!» среди технического персонала в детском саду Сценарий конкурса «Ты супер-2019!» среди технического персонала в детском саду «Светлячок». Пермский край, г. Кудымкар МБДОУ "Детский сад".

Организация и Методы исследования в ДОУ Исследование особенностей психических состояний дошкольников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых.

Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС В статье обсуждается актуальность использования методик управления временем в дошкольных образовательных организациях (ДОО) в современных.

Единое образовательное пространство как объект управления кадрами Выступление на Августовской педагогической конференции 2018 года "Единое образовательное пространство как объект управления кадрами" СЛАЙД.

Конспект занятия-исследования «Волшебное превращение» Задачи: - продолжать знакомство с линей как изобразительным средством; - учить видеть красоту линий в окружающей действительности и в работах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация персонала как объект исследования
Опубликовано: 16 мая 2019 в 10:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация персонала как объект исследования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гераськина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД