Ирина Долгополова
Игры на формирование у детей понятия «Объект — имя признака — значение признака»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование у детей понятия
«ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА»
«Домик»
Цель игры : Учить детей через признак цвет находить свой домик, умение считывать схему имени признака «Цвет».
Дополнительный материал: Игрушка петушок, пособие признаков гусеница, схема признака «Цвет».
Публикация «Игры на формирование у детей понятия „Объект — имя признака — значение признака“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Ход игры:
В: Ребята, к нам пришел Петушок со своей красивой сумочкой. Давайте посмотрим, что там лежит! Ой! Посмотрите здесь лежат разноцветные кружочки. Поиграем с ними?
Воспитатель раскладывает на ковре обручи, и по одному кружочку разного цвета в каждый обруч.
В: В сумочке лежит символ «Цвет». И чтобы поиграть в игру надо взять карточку - признак «Цвет» у нашей гусеницы.
Саша, принеси, пожалуйста, признак «Цвет».
Какой признак ты взял у гусеницы?
Саша: Признак «Цвет».
Педагог раздает детям по одному цветному кружочку.
В: «Раз, два, три, домик свой найди!»
Дети занимают обручи, сравнивая цвет своего кружочка с цветом кружочка в обруче.
Затем воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета у него домик.
В: Молодцы, все дети нашли свой домик. А какой признак помог нам поиграть?
Дети считывают со схемы имя признака и отвечают : признак «Цвет».
«Мишка бурый»
Цель: Учить детей выделять имя признака «Температура» и его значение. Закреплять умение находить графическое изображение имени признака.
Материал: 2 бутылочки, тазик, ведерко, корзина.
Ход игры:
В: Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Но он пришел не один, а с именем признака «Температура». Мишка хочет с вами поиграть. Посмотрите. Что он принес с собой?
Дети: Корзиночку.
В: Давайте посмотрим, что у него в корзиночке.
Дети: Бутылочки.
В: Какие бутылочки по цвету?
Дети: Красная и синяя.
В: - А теперь давайте вместе с Мишкой потрогаем их. Скажите, какая по температуре вода в синей бутылочке?
Дети: Холодная.
В: Давайте проверим. Протяните ладошки, я полью водичку из синей бутылки вам на руки. Катя, спроси, какая по температуре вода в синей бутылочке?
Катя: Водичка, водичка, какая ты по температуре? Холодная.
В: Мишка спрашивает, какая по температуре вода в красной бутылочке?
Давайте проверим. Тяните ладошки, и я полью водичку из красной бутылочки вам на ручки.
Илья, спроси у воды, какая она по температуре в красной бутылочке.
Илья: Водичка, водичка, какая ты по температуре? Теплая.
Игра «Домино»
Дидактическая игра «Домино» - представляет собой карточки прямоугольной формы, разделенные на две равные части.
1 этап игры – на соотношение значков имен признаков.
На каждой половинке схематическое изображение имени признака.
Цель игры : способствовать запоминанию и узнаванию схематического изображения имен признаков, развивать сообразительность, быстроту реакции.
Правила игры : играют 4 – 6 игроков, как обычное «Домино».
2 этап игры – соотношение «Имя признака – объект». На одной половинке карточки изображен объект, на другой – схематическое изображение имени признака.
Цель игры : упражнять детей в нахождении значения разных имен признаков у объектов, уметь доказывать свой ответ.
Рекомендуемые объекты : машина, телефон, кастрюля, телевизор, чашка, окно, стиральная машина, холодильник, чайник.
Имена признаков : рельеф, влажность, материал, форма, цвет, размер, температура, действие.
Правила игры : 4 игрока набирают по 6 карточек, оставшиеся карточки на кону. Дети по очереди выкладывают карточки, соединяя значок имени признака с объектом и объясняя свой выбор: «я соединяю машину с влажностью. Машина сухая, но становится влажная, когда идет дождь или когда ее моют». Если ребенок затрудняется, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого первого закончатся все карточки.
Дидактическая игра «Кости»
Дидактическая игра «Кости» - представляет собой кубики, на стороны которых наклеены схематические изображения имен признаков.
Цель игры : способствовать запоминанию и узнаванию схематического изображения имен признаков, развивать сообразительность, быстроту реакции.
Правила игры : воспитателем выбирается исследуемый объект. Затем 3 детей одновременно бросают кубики и по очереди описывают объект согласно выпавшим признакам.
Дидактическая игра «Парочки»
Цель игры : учить детей выделять и называть в объектах одинаковые по значению имена признаков.
Для игры подбираются предметные картинки. Дети берут по две картинки, ищут в них одинаковое по значению имя признака и называют его. Если ребенок затрудняется, берет еще одну карточку до тех пор, пока не выделит и не назовет одинаковое по значению имя признака среди любых взятых картинок.
Например: пара картинок «Платье – цыпленок». Платье по цвету желтое и цыпленок по цвету желтый.
«Магазин»
Цель: Формировать умение описывать объекты по признакам.
Ход игры : Ребенок выбирает в магазине любой объект и признак, по которому он будет описывать этот объект.
Например: ребенок выбирает признак «Части», покупает пирамидку и описывает все части пирамидки (колечки, стержень, колпачок и т. д.).
«Рыбалка»
Цель: Учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие) и описывать по ним объект, подбирать разные значения одному признаку.
Дополнительный материал: Рыбки с символами признаков.
Игровое действие:
Пойдем мы на рыбалку,
чтоб рыбку нам поймать
И все, о наших признаках
Всем детям рассказать
Ребенок вылавливает рыбку с обозначением признака, он должен назвать как можно больше значений этого признака. Остальные дети помогают.
Например: Ребенок выловил рыбку с обозначением «температура» (холодная, горячая, прохладная, ледяная)
Следующий ребенок вылавливает рыбку, например, с обозначением признака «материал». Стеклянная, резиновая, пластмассовая, металлическая, бумажная, тряпочная, меховая, глиняная.
Вкус – кислый, сладкий, горький, сочный, приятный.
Запах – душистый, ароматный, неприятный
«Подбери признак»
Цель игры : упражнять детей в нахождении значения разных имен признаков у объектов, уметь доказывать свой ответ.
«Подбери предметы по заданному признаку»
Цель игры : учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие) и описывать по ним объект, подбирать разные значения одному признаку.
«Четвертый лишний»
Цель игры : упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению.
Обучение выявлению имени признака, развитие умения задавать вопрос от имени признака, сравнивать объекты по нескольким различным признакам.
«Опиши предмет» - загадки.
Цель: формировать умение описывать объекты по признакам.
«Домик признаков»
Цель игры : способствовать запоминанию и узнаванию схематического изображения имен признаков, развивать сообразительность, быстроту реакции.