МААМ-картинки

Презентация «Классификация методов научного исследования»

Лейла Бабаева
Презентация «Классификация методов научного исследования»
▼ Скачать + Заказать документы

Классификация методов научного исследования

1 слайд – титул

2 слайд – Научный метод - это совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Можно выделить следующие виды методов научного исследования

методы теоретического исследования

методы эмпирического исследования

• Общелогические (универсальные) методы

Публикация «Презентация „Классификация методов научного исследования“» размещена в разделах

3 слайд – К научным методам теоретического исследования относятся : формализация, аксиоматический метод, гипотеко-дедуктивный метод,

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языках.

4 слайд - Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

5 слайд - Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заключающийся в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них (в совокупности с другими имеющимися у нас знаниями эмпирически проверяемых следствий). В основе этого метода лежит метод гипотез. Гипотеза как метод включает в себя два этапа: во-первых, выдвижение и обоснование гипотезы; вo-вторых, ее экспериментальная проверка и обобщение знания в теоретическое положение.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит :

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

6 слайд - К научным методам эмпирического исследования относятся : наблюдение, описание, измерение, сравнение, анализ, эксперимент

Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления)

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

7 слайд - Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Сравнение – это операция мышления, посредством которой классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание действительности. При сравнении производят попарное сопоставление объектов в целях выявления их отношений, сходственных или отличительных признаков.

Измерение – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. Целью измерения является получение информации об исследуемом объекте.

8 слайд - Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Классифицируются эксперименты по различным основаниям

— по отраслям научных исследований — физические, биологические, химические, социальные и т. д. ;

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

9 слайд - Анализ - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними.

10 слайд - К общелогическим методам научного исследования относят : синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение

Синтез - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему). Синтез предполагает свои формы обобщения результатов:

1. Образование научных понятий.

2. Формулировка закономерностей или законов существования целостности.

3. Формирование систематизаций или концепций, отражающих существование целостности.

Моделирование - метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

11 слайд - Абстрагирование — это способ замещения некоторого чувственно данного объекта его мысленным конструктом, моделью, образом (абстрактным объектом). Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа).

12 слайд - Индукция - это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса.

Дедукция - это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента.

13 слайд - Обобщение - это способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путём перехода на более высокий уровень абстракции и определения соответствующих понятий. Включает все ранее рассмотренные методы, при этом они накладывают свой существенный отпечаток на определённых уровнях и этапах обобщения.

14 слайд – список литературы

15 слайд – спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация и характеристика Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Игра-занятие во второй младшей группе «Классификация посуды» Конспект игры - занятия во второй младшей группе «Классификация посуды» Составили воспитатели: Минченко Ю. В. Культурная практика: позновательно.

Классификация детского фольклора Классификация детского фольклора Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров,.

Классификация психического дизонтогенеза у детей Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития.

Классификация тяжести адаптации к ДОУ детей раннего возраста КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ. Легкая степень адаптации. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация по одному признаку» Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Классификация по одному признаку. Цели: Развитие интереса к математике, на основе.

Презентация «Обзор старых и новейших методов лечения заикания» Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи В древние времена в заикании преимущественно.

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация, область применения Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №21» Н. В. Ермилова Ребенок воспитывается разными.

Организация и Методы исследования в ДОУ Исследование особенностей психических состояний дошкольников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Классификация методов научного исследования»
Опубликовано: 25 января 2019 в 07:53
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Классификация методов научного исследования»» (включая файлы) размещена пользователем Лейла Бабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД