Людмила Камышева
Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы
Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
Проблема адаптации детей второго года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Ребенок, переходя из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов, оказывается в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению, но и его дальнейшее развитие. Мне, как воспитателю ясельной группы ежегодно приходится сталкиваться с этой проблемой.
Публикация «Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Считаю, что очень важным условием успешной адаптации является правильная организация жизнедеятельности ребенка в группе.
Особое внимание уделила построению развивающей среды в своей группе, потому что, детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть радостно и уютно. Интерьер в нашей группе подобран в теплой цветовой гамме. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, в группе имеются уголки «частной жизни» : собственный шкафчик, картинка на шкафчике, любимая игрушка, принесенная из дома, которую можно взять с собой в постель во время тихого часа, фотография мамы, в красиво украшенной рамке. Для создания положительного эмоционального настроя на стенах оформлены яркие сюжетные картинки.
Маленький ребенок особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня проявляю доброе отношение к каждому ребенку: беру на руки, глажу, называю ласковым именем. Часто малыш повторяет слова «мама придет», - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Такой вопрос я никогда не оставляю без внимания, утвердительно отвечаю на него, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму. Уделяю внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд, чувствует себя спокойно, поскольку равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанность, дать почувствовать, что его понимают и принимают таким, кокой он есть.
Для создания эмоционально благоприятной обстановки в группе, использую элементы игровой терапии, которая проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме: показываю кукольные спектакли, приношу знакомых сказочных персонажей (Лунтика, смешариков, музыкальные, заводные игрушки, игры-забавы, мыльные пузыри, воздушные шарики и пр.
Если ребенок расплакался и не может долго успокоиться, тяжело идет на контакт со взрослыми, напряжен, не хочет играть, надеваю на руку куклу из кукольного театра и обращаюсь с просьбой от ее лица. Для малыша зрелище двигающейся куклы, да еще к тому же и разговаривающей необычно, поэтому он начинает выполнять какие-то просьбы, отвечать на вопросы. С удовольствием мои ребятишки наблюдают, как «пляшет заяц», «смеётся клоун» и т. п.
Отвлечь ребенка от переживаний, почувствовать эмоциональный комфорт помогают эмоциональные игры – такие, как «сорока-ворона», «догонялки», «прятки». Игра в прятки, на мой взгляд, имеет особое значение, она позволяет ребенку поупражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что облегчает ему ожидание прихода мамы.
Для того, чтобы создать положительный эмоциональный настрой использую музыка (веселая или спокойная, которую я периодически включаю в определенное время (например, во время игр, кормления, укладывания спать). Музыкальные руководители помогли подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, такие как «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т. п.
Планируя совместную деятельность с детьми, часто провожу подвижные игры-забавы и хороводы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Такие игры помогают малышам развеселиться и осваивать основные виды движений.
Особое значение в этот период придаю использованию воды и песка, для этого в группе оборудовала центр воды и песка. В процессе различных игр, манипуляций с песком и водой создаю положительный эмоциональный настрой у малышей. Эти игры благотворно влияют на психику, создают умиротворенное настроение, гасят негативные эмоции. Мы вместе с малышами пересыпаем сухой песок, делаем куличики из влажного, переливаем воду, проводим элементарное экспериментирование с плавающими и тонущими игрушками.
Хороший эффект оказывают игры, связанные с монотонными движениями. Они не только успокаивают малыша, но и доставляют радость ему и формируют умение играть рядом, делиться игрушками, уступать друг другу. Для этого подобрала различные предметы, которые можно нанизывать на шнур: крупные бусы, шарики, колесики от пирамидок, мозаику, сделала яркие сюжетные шнуровки, подобрала коллекцию небольших игрушек для обыгрывания построек и т. д.
Одна из самых любимых игрушек моих малышей, которая очень часто выручает меня в различных ситуациях это - «Змейка», игрушка, состоящая из пластмассовых колечек, разного цвета и размера, собранных на длинном шнуре. Дети с показывают как «Змейка» ползает, с удовольствием ее догоняют, помогают собрать, если она рассыпалась (собирают рассыпавшиеся колечки и нанизывают на шнур). По аналогии провожу игру «Шарики рассыпались!». Мы собираем шарики, прокатываем их через трубки, воротики. Предлагаю детям рамки и вкладыши с изображением знакомых животных, предметов, овощей, фруктов.
Я постоянно разговариваю с детьми, часто в своей речи использую пестушки, потешки, прибаутки, которые сопровождая игровые движения, являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Анализируя свою деятельность, отмечаю следующее: данная система работы позволяет мне в довольно короткие сроки установить доверительные отношения с ребенком, свести до минимума эмоциональные кризисы и обеспечить формирование положительного отношения к детскому саду.
Мониторинг результатов адаптации показал, что в результате целенаправленной работы процесс адаптации моих воспитанников проходит успешно, в основном, это адаптация легкой и средней степени, а случаи тяжелой адаптации и дезадаптации единичны. Эти данные позволяют судить об успешности используемой системы работы.