Татьяна Гуменюк
Адаптация к условиям жизни и воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация к условиям жизни и воспитания в детском саду.
Адаптация детей к условиям детского сада является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно.
Учёные характеризуют адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребёнка и ведёт к деформаций тех или иных органов.
Публикация «Адаптация к условиям жизни и воспитания в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Переход из семьи в детский сад для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа. У некоторых детей в период адаптации изменения в состоянии здоровья – это нарушение функции нервной системы, поведения, эмоционального состояния, аппетита, сна и т. д.
Различают три степени адаптации : лёгкая, средняя, тяжёлая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения ребёнка, появление положительного отношения к нам, воспитателям, и к другим детям, интереса к предметному миру.
Что же влияет на адаптацию детей в детском саду?
Во-первых –это связанно с физическим состояние ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш легче справляется с трудностями.
Во –вторых –это возраст малыша, в котором поступает в детский сад. Это имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и на этой основе возникает невротическая форма поведения.
В – третьих –это степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с нами или с другими взрослыми, так как он владеет необходимыми для этого средствами.
В- четвёртых –это отношение ребёнка к своим сверстникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся других детей, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Не умение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с нами взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Что же может смягчить течение адаптационного периода у малыша?
Во-первых, предварительное знакомство нас,воспитателей, с ребёнком и их родителями является важным условием эффективной организации адаптационного периода. Главное- заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание ещё раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.
Во- вторых, я выясняю, как ребёнок относится к посторонним взрослым, умеет ли общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности, то я советую родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать к себе в гости сверстников, налаживать совместную игру с ним.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребёнка, его увлечённая игра с игрушками, доброжелательное отношение к нам, воспитателям, и другим детям.
Для создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе является не маловажным условием для ослабления адаптационного синдрома, я в своей работе использую:
*игры с песком, водой и различные сыпучие мелочи (жёлуди, фасоль, бобы и т. д.) даю детям небьющиеся сосуды, различные предметы для переливания и пересыпания из одной ёмкости в другую;
*монотонные движения руками (пирамидки, шарики с отверстием на шнур и т. д.)мною была разработана картотека дидактических игр для адаптационного периода;
*сжимание кистей рук (для этого подойдут резиновые игрушки- пищалки, мячики, пластилин);
*рисование фломастерами, маркерами, красками;
*слушаем негромкую, спокойную музыку;
*бизиборд, совместно с родителями мы изготовили домик с различными приспоблениями, малыши с удовольствием передвигают, вставляют, открывают дверца где находиться картинки, игрушки сделанные из различного материала.
Я считаю, что основная задача игр с детьми в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период я использую индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.
Определение психологической готовности ребёнка к поступлению в детский сад –это ещё одно важное условие успешной адаптации малыша. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе и в процессе анкетирования родителей можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, и сделать прогноз как пройдёт период адаптации у ребёнка. Изучив ребёнка, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного процесса. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в адаптационный период позволяет успешно решать проблему сохранения эмоционального благополучия и психофизического здоровья ребёнка раннего возраста.