юлия верещагина
Адаптация детей с ОВЗ к условиям образовательной среды общеразвивающей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей с ОВЗ к условиям образовательной среды общеразвивающей группы детского сада
Актуальность.
В настоящее время увеличивается количество детей с ОВЗ (дети с ОНР, ЗПР,СДВГ).Не всегда родители идут на ПМПК с целью подтверждения диагноза, а часто, когда родители уже имеют заключение ПМПК, они не могут попасть в специализированный детский сад в силу их малого количества и ограниченного числа мест.
Публикация «Адаптация детей с ОВЗ к условиям образовательной среды общеразвивающей группы детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Дети, нуждающиеся в специализированном обучении, остаются в общеразвивающем детском саду. Такие дети, помимо основного дефекта отличаются особенностями поведения и не всегда педагоги знают, как правильно работать с таким контингентом детей. Такие дети часто оказываются «отделенными» от образовательного процесса. Пребывание в детском саду превращается для них в пустое времяпровождение. Поэтому кажется особенно актуальным продумать систему мероприятий, способствующих благоприятной адаптации детей с ОВЗ к условиям образовательной среды общеразвивающей группы детского сада.
Таким образом, объектом проектирования является процесс адаптации детей с ОВЗ к условиям образовательной среды в общеразвивающей группе детского сада.
Предметом проектирования, являются педагогические условия, обеспечивающие лучшую адаптацию детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего детского сада.
Понятийный аппарат:
Адаптация-приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами и возможностями.
ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья - определенная группа, требующая особого подхода к воспитанию.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха
-с нарушением зрения
-с дисфункцией развития речи
-патологией опорно-двигательного аппарата
-проблемами психического развития
-поведенческими расстройствами и нарушением общения
-дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Анализ ресурсов:
Научно-методическая литература
Кадровый ресурс
Цель: Создание условий лучшей адаптации детей с ОВЗ к условиям образовательной среды в общеразвивающем детском саду посредством комплекса специальных мероприятий, проводимых педагогами и психологом.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу и педагогический опыт по адаптации и методике работы с детьми с ОВЗ ;
-разработать и внедрить систему мероприятий по работе с детьми с ОВЗ, позволяющую легче адаптироваться детям с ОВЗ в общеразвивающем детском саду ;
-повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей детей с
ОВЗ;
-составить методические рекомендации для педагогов и родителей по особенностям методики работы с каждой категорией детей с ОВЗ;
Целевая аудитория:
Воспитанники с ОВЗ,
Воспитатели,
Родители детей с ОВЗ
Сроки реализации проекта:
Июнь 2015-май 2016 года
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Июнь 2015- сентябрь 2015
1. Изучение литературы, посвященной описанию структуры дефекта и методике работы с детьми разными видами дефектов (в настоящее время ДОУ посещают дети с ЗПР,ОНР,СДВГ)
2. Сопоставление методик работы с обычными детьми и с детьми с ОВЗ. Нахождение различий и особенностей, и возможность учета особенностей методики для детей с ОВЗ при проведении общеразвивающих занятий.
3. Составление кратких опорных схем для работы психолога с родителями и работы воспитателей с детьми, указывающих на особенности работы с каждой категорией детей.
4. Анализ существующих карт наблюдения и составление карты наблюдений за детьми с ОВЗ с целью оценки динамики развития и адаптации.
5. Подбор диагностических методик, позволяющих определить стартовый уровень развития и адаптации детей с ОВЗ.
6. Проведение диагностического обследования ребенка с целью выявления
начального уровня развития и адаптации.
Основной этап.
Октябрь2015-апрель 2016
1. Работа с родителями
-мотивировать родителей детей с ОВЗ на совместную, длительную и осознанную работу с педагогами;
-ознакомить родителей детей с ОВЗ с особенностями и структурой дефекта ;
-ознакомить родитлей детей с ОВЗ с поведенческими особенностями детей, связанными со структурой дефекта ;
- познакомить родителей детей с ОВЗ с опорной схемой, позволяющей наиболее продуктивно работать с конкретным ребенком, учитывая структуру дефекта ;
-акцентировать внимание родителей детей с ОВЗ на необходимость постоянного медицинского сопровождения ;
2. Работа с педагогами
-мотивировать педагогов на работу с детьми с ОВЗ ;
-ознакомить с особенностями дефекта;
-ознакомить с поведенческими особенностями детей, связанными со структурой дефекта;
- познакомить с опорной схемой, позволяющей наиболее продуктивно работать с конкретным ребенком, учитывая структуру дефекта ;
-внести изменения в методику работы, учитывая специфику дефекта;
3. Работа психолога
-просветительская работа с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ;
-просветительская работа с родителями детей с ОВЗ;
-совместно с педагогом внесение изменений в методику работы, согласно дефекту ребенка;
-внесение изменений в программу работы психолога по адаптации детей, учитывая структуру дефекта;
-в процессе работы проведение промежуточной диагностики для отслеживания динамики;
Итоговый этап
Май 2016
1. Проведение итоговой диагностики.
2. Обобщение результатов, качественная оценка результатов.
3. Представление полученных результатов на педагогическом совете.
4. Обсуждение и утверждение плана дальнейшей работы в зависимости от полученного результата.
Основные направления реализации проекта
Внесение изменений в образовательную деятельность, учитывая структуру дефекта ребенка с ОВЗ.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры воспитателей и родителей.
Составление методических рекомендаций по работе с детьми с тем или иным
дефектом.
Ожидаемые результаты проекта:
В виду учета особенностей здоровья и психического развития детей с ОВЗ лучшая адаптация и развитие детей в условиях образовательной среды общеразвивающего детского сада.
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности у педагогов и родителей.
Накопление практического опыта работы воспитателей по «включению» детей с ОВЗ в образовательную деятельность общеразвивающего детского сада.
Снижение уровня тревожности у педагогов, испытывающих трудности при
работе с детьми с ОВЗ.
Критерии оценки:
Увеличение процента детей с высоким уровнем адаптированности к условиям образовательной среды общеразвивающего детского сада.
Положительная динамика развития детей с ОВЗ.
Удовлетворенность педагогов своей работой.
Способы предоставления результатов
Разработана комплексная система мероприятий по лучшей адаптации детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего детского сада.
Подготовлен пакет диагностических методик для оценки динамики работы.
Составлена схема наблюдения за ребенком с ОВЗ.
Составлены памятки для родителей и воспитателей по особенностям работы
с разными категориями детей с ОВЗ
Ресурсное обеспечение
На реализацию проекта не потребуется дополнительного финансирования и материально-технических ресурсов.