Надежда Трифонова
Консультация для воспитателей «Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей к условиям детского сада посредством метода «песочной терапии»
МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Сказка»
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников.
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются характер общения, распорядок дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, появляются новые требования к ребенку, поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, поэтому в числе адаптационных мероприятий успешно применяется «песочная терапия».
Песочная терапия – очень интересная методика. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Что же необходимо для игры в песок? Прежде всего, нужна «песочница». Она может быть любой формы, но предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в синий или голубой цвет – дно символизирует воду, а борта – небо.
Заниматься можно с подгруппой детей по 2-4 человека или индивидуально, поэтому диаметр песочницы – 80см. Песок используется чистый, просеянный, им заполняется меньшая часть ящика.
Существует пять шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
Четвертый шаг - инструкции к играм
Пятый шаг - завершение игры, ритуал выхода
На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, позволяющие установить контакт с ребенком. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
Для игры с песком можно использовать такие упражнения и игры:
- На песке можно рисовать палочкой
- Отпечатки наших рук. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки) Делаем другие упражнения.
*отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
*скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
* «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
* «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть);
*оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).
*отпечатки различными предметами на сыром песке
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память.
- Игра «Чего не стало?»
Перед детьми стоит 3 игрушки. Дети закрывают глаза, одна игрушка прячется в песок. Затем дети открывают глаза и называют какой игрушки не стало. Ищем предмет в песке. Кто нашел, тот становится водящим.
- Игра «Найди шарик»
Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
- Проводим фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам
- «Рассказывание сказок с использованием миниатюрных фигурок и различных предметов»
- Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».
Расставляем на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности.
Таким образом, «песочная терапия» является мощным средством успешной адаптации детей к условиям детского сада, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный образ детского сада.