Макарова Анастасия Андреевна
Адаптация детей раннего возраста посредством творчества к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста посредством творчества к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является довольно трудоемким процессом, требующим от педагога полной самоотдачи, особенно если речь идет о детях раннего возраста.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста посредством творчества к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Ранний возраст по Л. С. Выготсткому имеет хронологические границы от 1 года до 3 лет, которые имеют важнейшее значение в развитие человека, поскольку в данный период жизни закладываются фундаментальные способности ребенка, необходимые для успешного социального взаимодействия.
Актуальность изучения адаптации детей раннего возраста с каждым годом становится все более актуальной. Проблема социальной адаптации рассматривается в исследовательских работах Т. В. Костяк, А. В. Мудрик, и др. Т. В. Костяк в своей работе исследует факторы психологического благополучия детей раннего возраста и закономерности их психического развития. Исследователи данной проблемы пришли к единому выводу, что основополагающее значение в адаптационный период отводиться педагогу, его взаимодействию и участию в жизни маленького человека.
Арт-терапия, на сегодняшний день это наиболее мягкий способ психологической работы с детьми, по этой причине активно используется педагогами в своей деятельности.
Используя арт-терапию в работе с детьми раннего возраста, мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими переживаниями, эмоциями, тем самым стремимся достичь гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми.
Арт-терапии способствует развитию мышления, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и позитивному настрою ребенка.
Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают арт-терапевтические средства, релаксирующие свойства которых имеют целый спектр действий и наилучшим образом подходят для детей данного возраста
В процессе адаптации детей к ДОУ необходимо проводить занятия с элементами арт-терапии.
Существуют следующие средства арт-терапии которые необходимо применять в процессе адаптации с детьми раннего возраста.
1. Игротерапия - это творческий процесс взаимодействия в игровом поле, посредством которого происходит коммуникация со сверстниками непринужденным образом, имеет высокий уровень эффективности в связи с «исцеляющими» свойствами разнообразных художественных направлений, способствующих выражать внутренние противоречия, наверстать коммуникативные умения. Все вышесказанное показывает разнообразные возможности игротерапии для успешного процесса адаптация.
2. Изотерапия - это терапия рисованием, которая безопасна и подходит для детей раннего возраста (рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном).
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, которую используют для групповой работы с детьми.
Изотерапия помогает обогатить и развить внутренний мир ребёнка, следовательно изотерапию можно использовать как метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы, которые не способствуют успешной адаптации.
Использование арт-терапии в работе с детьми дает существенные результаты: помощь ребенку в осознании внутренних переживаний, комплексов; нормализация эмоциональных реакций детей с агрессивными проявлениями.
Изобразительное творчество позволяет как ребенку раннего возраста, так и его родителям лучше понять себя, выразить свободно мысли и чувства, быть самим собой, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.
3. Сказкотерапия на сегодняшний день является одним из актуальных и используемых арт-терапевтических средств.
Сказкотерапия –метод, направленный на комплексное развитие ребенка благодаря прочтению художественных сказок. Литературный сюжет, герои и смыслы вдохновляют ребенка подталкивая к осмыслению и самопознанию. Литературные герои и связанные с ними мысли помогают ребенку лучше понимать себя, развивают коммуникативные компетенции и адаптируют.
По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это процесс, направленный на поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
В сказках рассматриваются житейские человеческие проблемы, находятся пути для их преодоления. В процессе слушания сказки, ребенок приобретает условный «банк жизненных ситуаций», который в сою очередь может вполне реализован в жизни ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод что терапия сказкой наилучшим образом повышает кругозор ребенка и адаптирует его к новым реалиям.
4. Музыкотерапия. Музыкотерапия выступает в жизни ребенка эффективным арт-терапевтическим средством, развивающим коммуникативные компетенции в процессе совместного творческого занятия.
Автор В. И. Петрушин описывает терапию музыкой как самостоятельное средство в процессе воздействия (прослушивание, музицирование и др., так и сопровождение с другими арт-терапевтическими средствами (изотерапия, игровая терапия, сказкотерапия и т. д.) для усиления оптимального воздействия.
Терапия музыкой воздействует на ребенка в следующих аспектах:
– снижает уровень внутренней эмоциональной скованности и напряженности;
– минимизирует скованность, располагает к совместному взаимодействию;
– снижается уровень отрицательного эмоционального окраса;
– в процессе интегративной терапии происходит бережная адаптация к условиям образовательного учреждения.
В процессе арт-терапевтических занятий дополнительно музыку используют как сопровождение деятельности, направленное на гармонизацию внутренних переживаний, что в свою очередь способствует процессу адаптации.
Музыкальные композиции помогают учащимся «проникнуться» художественным образом, отработать негативные эмоции и минимизировать переживания. В театрализованной деятельности так же эффективно действует музыкальное сопровождение.
Игра с музыкальными инструментами позволяет выплеснуть отрицательные эмоции или получить положительные посредством звучания инструмента, стимулировать речевую активность.