Марина Абрамова
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
жесткая регламентация условий выполнения задач;
изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
поощрение и порицание взрослым действий;
ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
выход за пределы знакомого помещения;
необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
встреча с коллективом ровесников;
необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
особенности обменных процессов;
тип нервной системы и темперамента;
тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Памятка «От чего зависит адаптация ребёнка к ДОУ»
Адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным и новым условиям внешней среды, новым контактам, новой деятельности. Это активный процесс, приводящий либо к позитивным результатам (адаптированности, либо к негативным – снижению защитных сил организма. На результат адаптации влияют следующие факторы:
- возраст ребёнка (труднее адаптируются дети в возрасте от 10 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети становятся более любознательными, понимают речь взрослого, накоплен опыт поведения в разных условиях);
- состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации);
- сформированность предметной деятельности (ребёнка можно заинтересовать новыми игрушкам и занятиями);
- индивидуальные особенности (темперамент, стиль реагирования, интенсивность реакций);
- условия жизни в семье, стиль воспитания, семейные правила (если в семье были созданы условия для правильного развития, то ребёнку будет легче привыкнуть к новым условиям);
- уровень тренированности адаптационных механизмов, опыт общения со сверстниками и взрослыми (дети, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия - посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и др. - легче привыкают к новым условиям);
- психологическая готовность родителей к пребыванию ребёнка в ДОУ (родители с повышенной тревожностью, чувством вины препятствуют успешной адаптации ребёнка).
При вхождении ребёнка в среду ДОУ выделяют три уровня адаптированности: высокий, средний и низкий.
При высоком уровне отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. Как правило, в течение 2-3-х недель ребёнок привыкает к новым условиям, его состояние и поведение стабилизируется. Ребенок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При среднем уровне эмоциональное состояние ребенка нормализуется через 1-1,5 месяца. На протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.
При низком уровне эмоциональное состояние ребенка нормализуется дольше - в течение 2-4-х месяцев. В этот период ребенок часто болеет, либо проявляются стойкие нарушения поведения.
Существует так называемая тяжёлая адаптация - более 4 месяцев. В этом случае говорят о том, что ребёнок «не детсадовский». Родителям рекомендуется обдумать вариант домашнего воспитания.
Как прекратить истерики ребёнка в детском саду.
Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».
Причины капризов и истерик
1. Самая основная и распространенная причина — это нежелание расставаться с мамой. Малышу кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Дома все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше - ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. В садике же - жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлимые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками др. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.
2. Перерывы в посещении ДОУ (особенно, длительные – неделя, месяц). Адаптационный период значительно растягивается. Из опыта, он идет максимум полгода при условии регулярного посещения садика. Поэтому часто отсутствующему или болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой, как впервые.
3. Установившийся ритуал расставания с мамой, который включает элементы истерики. Поплакать - это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитателя. Как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.
4. Неверная тактика родителей при расставании. Конечно, смотреть на плачущего ребёнка тяжело. Возникает чувство вины и даже отчаяния. И родители (чаще мама) всеми способами стараются успокоить его, тем самым усугубляя ситуацию.
Что делать?
1. Проанализируйте свое поведение. Важно понять, почему ребенок начал истерить в конкретной ситуации. Это не всегда может быть манипуляция родителем, иногда – это всего лишь способ что-то попросить у родителя, особенно, если ребенок еще не умеет хорошо выражать свои мысли.
2. Истерика – это способ добиться желаемого. Если однажды это сработало, ребёнок будет продолжать истерить. Будьте тверды в своих требованиях и просьбах.
3. Побеседуйте с воспитателем. Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике, отнеситесь к таким истерикам, как к временному явлению.
4. При истерике старайтесь сохранить спокойствие и терпение. Ваше состояние (неуверенность, тревога, страх, раздражение) передается ребенку. Ведите себя с ним ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И, что важно, во время расставания, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только он отвернется, а мамы уже нет. Помашите рукой, улыбнитесь и выходите из группы, уже не оглядываясь.
5. Придумайте новый ритуал расставания. Например, договоритесь с ребенком до садика ЗАРАНЕЕ: «Чтобы ты был спокойным, не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую, ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать одну аскорбиновую дольку с витамином «С» или какой-нибудь красивый леденец, который ребенок еще не пробовал. Или что-то другое на ваш выбор. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Эту вкуснятину НЕЛЬЗЯ давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами! Иначе эффект предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и расставанием с мамой.
6. Договоритесь с воспитателем, что она будет брать вашего ребенка за руку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Пока, мама!»
7. В исключительных случаях, договоритесь с воспитателем, чтобы ребёнок брал с собой любимую игрушку. Эту игрушку можно приносить утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру: будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант - оставлять игрушку в шкафу или на постели ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул поскорее радостно встретить свою игрушку.
8. Если истерики ребёнка не прекращаются, попросите кого-то из близких (например, бабушку) отводить его в садик. Нередко с иными близкими истерик не бывает.
9. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо бы погулять немного и не спешить домой.
10. Говорите в присутствии ребенка о садике и воспитателях только с позитивным настроем, даже если Вам что-то не нравится.
11. Не всегда нужно пытаться останавливать истерику. Например, дома, когда никто не мешает, стоит попробовать оставить ребенка в этом состоянии. Можно сказать: «Ты кричишь, я тебя не понимаю, ты меня не слышишь, посиди на стульчике в комнате, и когда успокоишься, мы поговорим».
12. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ при истерике трясти ребёнка, кричать на него, призывать, чтобы он успокоился, ругать, стыдить. Не стоит оставлять ребенка одного, иначе у ребенка наступит другая истерика: куда исчезла мама? Ребенку совершенно непонятно, почему его бросили. Можно отойти в сторону, а потом спокойно поговорите с ребенком, когда он успокоится.
«А сейчас я вам расскажу об играх, в которые можно поиграть дома, для расслабления ребенка после детского сада» (родителям раздаются памятки с перечнем игр).
ПАМЯТКА
Игры для снятия напряжения у детей
Игра сама по себе уже снимает напряжение. Маленькому ребёнку нужно предлагать игру с целью переключения внимания на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:
• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
• приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – 4-5 минут, пока вода не остынет. Или пока ребёнок не наиграется. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Игры – манипуляции на релаксацию
Переливание воды, лепка из песка, глины, игры с песком, пластилином, рисование разными материалами, пальцами, рисование левой рукой, легкий массаж перед сном.
Игра «Волшебная манка»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. Скажите ребёнку, что на улице есть песок, а дома его нет, но есть манная крупа, волшебная. Имитируйте, рисуйте, сами сначала покажите ребёнку: по крупе скачут зайцы, топают слоны, капает дождь и т. д. Греют солнечные лучи, и вот уже появился рисунок. А какой это будет рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками одновременно.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Или просто две игрушки (зверушки, куклы). Вы прикасаетесь к игрушке ребёнка, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой (название игрушки… грустный, что случилось? Как зовут его друзей, в какие игры они играли в детском саду?» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Игра «Зеркало»
Встать с ребенком напротив друг друга, показать любое движение, ребенок повторяет, затем ребенок показывает движение. Задача - повторять поочередно как можно точнее движения партнера. Это весело!
Игра «Крокодил»
Ведущий – мама, папа - («крокодил») складывает руки ладошками одна на другую и раскрывает-закрывает, имитируя пасть и челюсти. Все играющие поочередно кладут руки в «пасть», «крокодил» отвлекает внимание и закрывает «пасть» неожиданно. Происходит эмоциональная разрядка. Кто попался, тот ведущий.
Играйте вместе с детьми! Это мощная эмоциональная разрядка!