Галина Голикова
Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, но еще неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Публикация «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Рассмотрим факторы, которые необходимы для успешной адаптации ребенка в детском саду. Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка. Здоровый ребенок и физически развитый лучше адаптируется и преодолевает трудности. Соматически слабые, быстро устающие, а так же имеющий плохой аппетит и сон ребенок, испытывает, более большие трудности. На здоровье ребенка может влиять множество факторов, таких как протекала беременность и роды, какие болезни были у ребенка в первые месяцы после рождения, как часто болел перед поступлением в детский сад. Все следующие болезни могут неблагоприятно отразиться на иммунитете ребенка, это может затормозить психическое развитие. Если нет правильного режима дня, ребенок не высыпается, это может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Эти дети плохо справляются адаптационным периодом, у них устанавливается стрессовое состояние, и вследствие этого он заболевает. То, в каком возрасте ребенок приходит в детское учреждение так же влияет на характер адаптации. Данный фактор напрямую связан с привязанностью ребенка к родителям и на этой почве возникают невротические формы поведения. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность у ребенка формируется впервые полгода жизни ребенка и к окончанию года формируется как устойчивая эмоционально - личностная связь с родными ему людьми и в большей степени, с мамой. Первые полгода это выражается положительными эмоциями, восторгом ребенка при встрече с мамой. После полугода у ребенка появляется тревога и беспокойство когда мама отлучается. С полугода до полутора лет привязанность к матери выражается более ярко и может получиться так, что чувство тревоги при разлуке с мамой может травмировать так, что остается на всю жизнь как страх одиночества. От того на сколько ярко выражается страх, можно судить о чувствительности ребенка и на основании этого уже решать стоит ли ребенка рано отдавать в детский сад. В восьми месячном возрасте появляется страх перед незнакомыми взрослыми, ребенок прижимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Это чувство у ребенка длится не долго, примерно до года и двух месяцев. Позже восприятие других людей проходит более спокойно, но ребенок может смущаться при них. Страх и беспокойство, которое ребенок испытывает в период от семи месяцев до года и двух месяцев, может быть предпосылкой следующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку. Достаточно важный фактор, влияющий на характер адаптации это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами - ситуативно-деловое общение. Во время делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими его людьми. Вместо эмоциональных контактов ребенка с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для ребенка становится не так важна эмоциональная близость партнеров, так как все их внимание сосредоточено на предмете. Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка. У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке. Посторонним людям трудно удовлетворить данную потребность. В саду, где у воспитателя нет возможности уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста, у него не складывается. Вследствие этого у него нет навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество. Психологами выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Достаточно легко адаптация протекает у малышей, которые могут длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи - собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Ребенок, который умеет хорошо играть, легко войдет в контакт с любым взрослым, потому, что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к яслям, это низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Они капризничают, не могут сами найти себе занятия, быстро пресыщаются игрой, постоянно требуют внимания взрослого, если у них что-то не получается (А. И. Баркан)
В свою очередь, работники детского сада должны заняться выполнением следующих задач: - работа с родителями, начинающаяся еще до поступления ребенка в детский сад; - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; 22 - организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Задачи воспитания: - создать условия для укрепления и охраны здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения; - привить детям навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей : 1. обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 2. организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт; 3. воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. 4. формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т. е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
• Снижается или вовсе пропадает аппетит.
• Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
• Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
• Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
• Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
• Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
• Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
• Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т. к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должны стать :
организация процесса адаптации, включающая: правильно организованный приём детей, создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе, работа с семьёй, организацию предметно-развивающей среды и игровой деятельности. Индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются :
внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно выполнять новые требования.
Готовим ребенка к детскому саду
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т. п. – показывайте, как это надо делать. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
Обязательно соблюдайте график адаптации, т. е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.). Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!