Елена Борисовна Яскевич
Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу, в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими так и психоэмоциональными. Крайне важно правильно подготовить ребенка к переходу в новую группу.
В группы компенсирующей направленности поступают дети в основном из общеобразовательных групп массовых детских садов. Если ребёнок ранее посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои неврологические и психологические особенности, которые будут проявляться при изменении условий. Большой процент воспитанников речевых групп обнаруживают моторную неловкость, нескоординированность, плавность и точность движений вызывают у них существенные затруднения.
Публикация «Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения» размещена в разделах
Эти аспекты необходимо учесть педагогам детского сада. Основными принципами работы с такими детьми является системный подход. Проводится комплексная работа всех участников образовательного процесса, то есть всех специалистов детского сада.
Детям приходится привыкать ещё и к новым видам деятельности, поскольку в логопедической группе определённая специфика работы. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей. От того, как пройдёт период привыкания, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. Дома с этой задачей справляются родители, и тем успешней, чем лучше были созданы условия для гармоничного вхождения ребенка в микроколлектив. А также, если родители представляют основные направления ведения беседы с ребенком и осведомлены об особенностях работы внутри коррекционной группы.
Адаптация детей к логопедической группе является значимым этапом для осуществления коррекционного вмешательства. Чем быстрее пройдёт этот период, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.
Чтобы родители стали помощниками педагогов и активными участниками педагогического процесса, необходимо заинтересовать их, познакомить с группой, педагогическим коллективом, направлениями коррекционно-воспитательного процесса. Для этого при первичном посещении детского сада проводится небольшая экскурсия. Родители знакомятся с сотрудниками, задают возникающие вопросы.
После зачисления детей в группы, проводятся индивидуальные беседы логопеда с родителями, во время которых специалист знакомится с некоторыми анамнестическими данными из истории развития ребенка, обсуждаются индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитываются пожелания родителей.
В разных возрастных периодах дети по-разному реагируют на смену окружающего. Например, переход детей в новую группу в старшем возрасте может вызывать у них стрессовое состояние. Дети не понимают, почему они не могут общаться со своим прежними друзьями и любимыми воспитателями. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем им посещать занятия с логопедом.
Наиважнейшая задача этого периода - сократить время вхождения ребенка в коллектив, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы и режиму работы.
Для знакомства детей со сверстниками и взрослыми используем игры: «Чей голос?», «Узнай друга по описанию». Основной части занятия предшествует организационный момент в виде психологического приема - «Приглашение» : педагог дает образец и приглашает одного ребё нка: «Оля, я приглашаю тебя поиграть!» Названный произносит, в свою очередь, глядя на того, к кому обращается имя следующего приглашённого, который подходит к педагогу и другим детям. При этом необходимо всегда стараться первым пригласить самого нерешительного ребёнка в группе. При имеющихся нарушениях состояния моторной сферы педагог подбирает подходящий материал для игр, поощряет желание подключиться застенчивых детей к остальным, приглашает индивидуально, берет в пару с собой, не скупится на похвалу.
Для снятия эмоционального напряжения и создания комфортной психологической атмосферы можно включить в работу элементы психогимнастики, массажа и дыхательной релаксационной гимнастики, что помогает детям расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Эмоциональная поддержка и положительная стимуляция способствуют решению многих задач. Вновь поступившие в коррекционную группу дети нуждаются в похвале и всегда получают поддержку. При возникновении у ребё нка различных трудностей: использовании неадекватных способов привлечении внимания и проявлениях негативизма, грамотный и уверенный в себе педагог найдет подход к каждому ребенку, сможет поддержать и вызвать положительные эмоции. При возникающих у дошкольника неудачах, можно отметить положительные стороны в режимных моментах, при успешном выполнении упражнений или заданий в непосредственной образовательной деятельности. Очень важно искренне хвалить воспитанника за старание, внимание и аккуратность выполнения поручений, проявленных на занятии.
Один из способов для создания мотивации и положительного настроя воспитанников – использование материальных стимулов в обучении: «наклеек-оценок», смайликов, жетончиков, применение интерактивного оборудования, которые помогут поддерживать стремление детей выполнять задания и поручения педагогов.
В осуществлении работы с родителями можно отметить: индивидуальные консультации специалистов, родительские собрания, на которых освещаются перспективы занятий и совместных мероприятий, детские праздники, досуги, открытые фронтальные и индивидуальные занятия, круглые столы, конкурсы, викторины, игры по станциям. В ходе мероприятий уточняются родительские запросы, происходит знакомство родителей с некоторыми терминами и понятиями, используемыми в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Главным условием для успешной адаптации являются положительный эмоциональный фон вокруг ребенка, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов, что в конечном итоге помогает детям и родителям быстрее привыкнуть к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речи.