Елена Коротких
Практикум для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Адаптация детей к детскому саду»
Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Задачи:
Темочки:
- познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду;
- познакомить родителей с понятиями «адаптация», «адаптационный период»; помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на сегодняшнее наше мероприятие.
Сегодня первое занятие родительского университета и мы собрались, чтобы познакомится с вами, и обсудить проблему адаптации ребёнка к детскому саду.
Слайд 2
Для начала давайте познакомимся!Игра «Давайте познакомимся»
Поднимите правую руку те, у кого есть дочки, поднимите левую руку те, у кого есть сын, поднимите две руки те, у кого есть и дочка и сын. Похлопайте в ладоши, чьи дети посещают детский сад, потопайте, чьи дети посещают школу и т. д.
Игра знакомство с вашими детьми – упражнение: «Имя и эпитет».
Группа рассаживается по кругу. Один из участников называет остальным имя своего ребенка и подбирает по отношению к нему какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать ребенка и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.
Слайд 3
Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Слайд 4
Зачем идти ребенку в детский сад?
• В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
• Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми.
• В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
• Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития.
Слайд 5
Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для Вашего ребенка, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен Вам и вашему ребенку.
Слайд 6
Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется. Так же и ребенок.
Слайд 7
С поступлением ребё нка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Слайд 8
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы,страхи,отказ от еды,частые болезни.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»
Инструкция. Перекидывая друг другу мяч, родители продолжают фразу : «Адаптация – это хорошо, потому что…» Тот, кому бросили мяч, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому что…». И так - до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.
Слайд 9
Адаптация к условиям детского сада протекает у детей по-разному.
Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:
• особенностей высшей нервной деятельности (темперамента);
• возраста ребенка;
• состояния здоровья;
• разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома, и той, в которой находится в детском саду;
• условий в дошкольном учреждении;
• поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду).
Слайд 10
Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взросления детей. Чем старше ребёнок, тем длиннее адаптационный период. Слайд 11
Выделяют три степени адаптации : лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптацииотрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш может плохо спать, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок,как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжестиэмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация,когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Основная часть (практическая)
Игра «Шары»
Я прошу выйти в центр круга одного добровольца, чтобы мне помочь. Доброволец будет стоять, и держать шары, которые я ему буду подавать, он постарается удержать столько шаров сколько сможет.
А мы с вами постараемся сейчас озвучить, основные причины дезадаптации детей в образовательном учреждении.
– «И так с какими трудностями встречаются наши дети, поступая в детский сад?»
• Соматическая ослабленность ребенка.
• Несформированный режим дня.
• Двигательные нарушения (гиперактивность).
• Эмоциональные расстройства.
• Недостатки в подготовке ребенка к детскому саду, социально-педагогическая запущенность.
• Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
• Разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в образовательном учреждении или дома.
• Отсутствие помощи и внимания со стороны родителей.
• Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
• Доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).
Слайд 12
Факторы, мешающие адаптации ребенка :
• Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
• Чрезмернаятревожностьродителей;
• Нежелание взрослых давать самостоятельность малышу;
• Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
• Болезненностьмалыша;
• Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Слайд 13
Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужно:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей; подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Упражнение: «Ладошки»
Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен.
Отсюда можно вывести правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании наших детей.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и дети наших воспитателей. Но они только лишь на некоторое время НАШИ, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою гордость и достойную старость вы готовите сегодня сами.
Упражнение: «Цветы» (цветные карандаши)
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.
Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Отсюда правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Педагоги будут сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Слайд 14
Признаки успешной адаптации : хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, стабильное эмоциональное состояние без резких перепадов.
Слайд 15
Весь адаптационный период проходит в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Слайд 16
На первом этапе родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.
Задача этого этапа– постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию… Слайд 17
На втором этапе первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на 1 – 2 часа.
Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. Слайд 18
Заключительный этап - ребенок посещает детский сад по 3 ч и более, затем его оставляют на сон.
В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Проходит время (у каждого свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он и вовсе перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время. Слайд 19
Какие дети трудно адаптируются? (перечислить) Слайд 20
Признакиэмоциональногонапряжения.
1. Трудности засыпания и беспокойный сон.
2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот,повышенная агрессивность.
4. Рассеянность, невнимательность.
5. Беспокойство, непоседливость.
6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражаетсяв том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых,буквально жмется к ним.
7. Проявление упрямства.
8. Постоянно сосет палец; жует что-нибудь; слишком жадно, без разбора ест, заглатывая пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенокбесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
10. Игра с половыми органами.
11. Подергивание плечами, качание головой, дрожаниерук.
12. Снижение массы тела или напротив, появлениесимптомов ожирения.
13. Повышенная тревожность.
14. Дневное и ночное недержание мочи, которогоранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, чторебенок находится в состоянии эмоционального напряжения,только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Слайд 21-23
Как подготовить ребенка к посещению детского сада
• Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
• Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
• Позаботьтесьобукрепленииздоровьямалыша
• Заранее знакомьте ребенка с детским садом.
• Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима близкого к режиму в детском саду.
• Приблизьте домашний режим питания к детсадовскому. Переходите на новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы.
• Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа.
Слайд 24
«Помощь»
И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Педагог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.
(Педагог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).
Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безинициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.
Слайд 25
Что делать, если (см. на слайде)
Слайд 26
Отложите на время все нововведения:
- Не подходящий момент, чтобы менять няню;
- Делать в квартире ремонт;
- Устраивать кроху в новый кружок и т. д.
Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку:
- Побудьте с ним вдвоем;
- Поиграйте или почитайте вместе;
- Не спешите домой после садика;
- Погуляйте на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой;
- Обсудите прошедший день;
- Выслушайте ребенка, ответьте на все вопросы и поддержите, если произошла малейшая неприятность.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы,то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Слайд 27
Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша!
Запомните! Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей
Упражнение: «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Я предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.