Черкасова Юлия Вячеславовна
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ средствами продуктивной изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация представляет собой процесс вхождения ребёнка в новую среду, сопряжённый с болезненным привыканием к её условиям. Детский сад, как новое окружение, представляет собой совершенно иную обстановку и незнакомых людей.
У ребёнка раннего дошкольного возраста адаптационные возможности ограничены. Резкий переход в новую социальную ситуацию, а также длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпов психофизического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигает требование создания условий для развития ребёнка, которые способствуют его позитивной социализации. Это невозможно без успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
В связи с этим, решение вопросов, связанных с обеспечением психического и физического здоровья детей в период адаптации, становится одной из приоритетных задач, стоящих перед сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и родителями.
В педагогике, направленной на решение этой проблемы, существует комплекс мер, способствующих адаптации дошкольников к условиям детского сада. Одним из ключевых элементов этого комплекса является изобразительная деятельность, которая обладает значительным потенциалом для развития ребенка.
Применение рисования в качестве метода адаптации детей может быть весьма результативным, поскольку оно также помогает улучшить эмоциональное состояние ребёнка. В основе арт-терапии (art — искусство, therapy — лечение) лежат различные виды творческой деятельности, которые помогают детям справиться с психологическими трудностями.
Изобразительное искусство представляет собой одно из наиболее любимых занятий детей. В руках у малыша оказываются карандаши, краски, кисти и бумага, и начинается процесс творчества.
В ребёнке естественным образом возникает стремление передать свои впечатления от увиденного и пережитого в рисунках. Занимаясь рисованием, ребёнок находит утешение в творчестве, которое отвлекает его от тревожных мыслей, вызванных разлукой с матерью. Такие занятия помогают детям более ясно и тонко выразить свои переживания, проблемы и внутренние противоречия.
С одной стороны, они позволяют ребёнку творчески выразить себя. С другой стороны, изобразительное творчество предоставляет ребёнку возможность проявить себя гораздо нагляднее и ярче, чем это возможно в речи или письме. Это особенно значимо для детей дошкольного возраста, которые не могут «выговориться» из-за недостаточного речевого развития.
Это помогает ему преодолеть страх перед незнакомым окружением и людьми, что делает адаптацию к новой обстановке более лёгкой.
Использование воспитателем изобразительной деятельности, основанной на выявлении организационно-педагогических критериев, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребёнка в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
В процессе адаптации не следует обучать детей рисованию, поскольку ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность, то есть овладение ребёнком действиями с предметами. Различные материалы для изобразительного искусства, такие как карандаши, гуашь, краски и кисти, также являются предметами.
На начальном этапе проведения игр-занятий основополагающими являются «художественные опыты», в процессе которых дети знакомятся с различными изобразительными материалами и осваивают навыки работы с ними. Для установления психологического контакта между ребёнком и воспитателем можно предпринять следующие шаги: предоставить ребёнку возможность исследовать материал так, как ему хочется, и удовлетворить его желания (за исключением действий, которые могут представлять опасность для здоровья). Ребёнок может катать, стучать карандашами, а бумагу — рвать и мять. Задача воспитателя — закрепить интерес ребёнка к материалу, поддержать его исследовательскую активность (здесь закладываются основы будущей любознательности) и установить дружеские, доверительные отношения.
На начальном этапе активного экспериментирования ребёнку предлагаются пальчиковые краски и гуашь, которые включают в себя два вида: рисование ладошками («цветные ладошки») и рисование пальцами («пальцеграфия»). Краски для детского творчества, предназначенные для рисования пальчиками, привлекают внимание малышей своей яркостью и насыщенностью цветов. Кроме того, в раннем возрасте дети лучше воспринимают и познают окружающий мир через тактильные ощущения. Пальчиковые краски предоставляют ребёнку больше свободы и разнообразия в действиях, чем рисование кистью.
Ознакомление с техникой «пальцеграфия» происходит после освоения базовых принципов рисования ладошками. Данная техника представляет собой более сложный процесс и требующий более целенаправленных движений от ребенка.
Творчество с использованием ярких красок не только доставляет эстетическое наслаждение, но и способствует развитию различных аспектов детского восприятия. В процессе создания произведений с помощью ярких красок дети учатся различать цвета, что благотворно влияет на развитие их зрительной системы. Кроме того, такое занятие способствует развитию крупной моторики плечевого пояса и мелкой моторики рук, что имеет важное значение для формирования речи. Также рисование пальчиковыми красками способствует развитию коммуникативных навыков. Во время рисования пальчиковыми красками дети проявляют стремление к общению. Они интересуются педагогом, хотят привлечь его внимание, эмоционально реагируют на его обращения и стремятся получить одобрение.
Возможность использования нестандартных методов зависит от возраста детей. В частности, начиная с таких методов, как рисование ладошками, пальцами, обрывание бумаги и т. д., а когда дети становятся старше, можно использовать более сложные методы, такие как кляксография, монотипия, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, чтобы дополнить художественный образ.
Подобная изобразительная деятельность ребенка способствует его адаптации тем, что именно в ней он осознает, что со многие занятиями он может справится. Даже если он не умеет еще рисовать, он может использовать доступные ему методы нетрадиционного рисования.
Итак, можно заключить, что изобразительная деятельность представляет собой эффективный инструмент адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения, что является необходимым условием для гармоничного и полноценного развития ребёнка.