МААМ-картинки

Драматерапия как социально-педагогическая технология

Сазанова Евгения Борисовна
Драматерапия как социально-педагогическая технология
▼ Скачать +Заказ

Драматерапия – лечебно-воспитательная дисциплина, где преобладают групповые мероприятия, использующие театральные и драматические средства в групповой динамике для ослабления симптоматических проявлений психических расстройств, смягчения последствий социальных проблем, а также повышения уровня социального развития и интеграции личности в социум.

Публикация «Драматерапия как социально-педагогическая технология» размещена в разделах

Драма (греч. drama) — "действие" совершающееся. Она изображает, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса, тем самым позволяя получить доступ к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции из диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости личности, испытывающей страдания.

Исторически театр создавался как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля). Он всегда вызывает очень сильные эмоции у людей.

В конце XIX века стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции.

Несмотря на то, что в основе драматерапии лежит творческая игра, процесс драматерапии не является поверхностным или несерьёзным. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно и точно, что даёт возможность вспоминать и переживать иначе определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами.

В отличие от психодрамы здесь играется что угодно, и чья угодно жизнь, может проигрываться какая-то определённая задача (как это сделать, а могут разбираться глубинные экзистенциальные вопросы, затрагивающие смысл нашего бытия, предназначения.

Сферы применения драматерапии :

Межличностные и внутриличностные проблемы,

Семейная и детско-родительская терапия,

Оргконсультирование,

Развитие креативности в определённой профессии,

Пограничные расстройства,

Психосоматика.

Драматерапия для лечения алкоголизма и наркомании

Драматерапия – это особый вид арт-терапии, ставший довольно популярным при коррекции различных расстройств поведения и личностных проблем. Она использует такой широко распространённый технический приём, как разыгрывание какого — либо сюжета. Кроме всего необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, то есть, вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе.

Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.

Цели драматерапии

К основным целям относят устранение напряженности, развитие креативных качеств, воображения, умения сопереживать. После таких занятий пациенты становятся более уверенными в себе, повышается уровень ответственности, корректируются мысли и стремления.

Кроме того, методы психологии, использующие драматерапию, решают и такие задачи:

• повышают взаимодействие в социуме и межличностное понимание;

• помогают приобрести способность к расслаблению;

• позволяют научиться контролировать свои эмоции;

• дают возможность изменить негативное поведение;

• помогают расширить репертуар жизненных сценариев;

• дают возможность приобрести способность действовать спонтанно;

• развивают соображение и сосредоточение;

• укрепляют уверенность в себе, повышают самооценку и внутриличностный интеллект;

К основным задачам драматерапии относят :

• Осознание партнёров тела и поведения.

• Развитие импровизации и спонтанности.

• Совершенствование способности моделировать свою жизнь.

• Возможность переиграть жизненные ситуации.

• Развитие пластики.

• Возможности внутреннего изменения.

• Возможность возвращаться в прошлое и заглядывать в будущее.

• Сценическая пластика.

• Работа с оружием, голосом.

• Этюды и танцы, пантомима.

Драматизация легенд, мифов, снов, сказок.

• Театр импровизации.

Варианты пластики на сцене: фехтование, движения, этюды, «поклоны» и танцы.

Процесс драматерапии — это не «срочный ремонт», это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и так же, как и физическое исцеление, требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие.

Используя волшебную силу искусства, драматерапия расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.

Виды и техники драматерапии

Психология личности наиболее полно раскрывается в работе c группой людей.

Однако бывают и индивидуальные занятия, которые проводят дpaмaтepaпeвты. Существуют различные виды и техники метода драмaтеpaпии, которые через творческое самовыражение помогают понять причину и природу психологического расстройства.

Драматизация — разыгрывание, какого-либо сюжета, который чаще всего используется в психодраме, a также в тpaнзaктнoм анализе и некоторых других направлениях.

Терапевтический театр — метод терапии, который проводится специально подготовленным терапевтом и требует наличия музыки, танца, грима, рисования, сочинительства и многого другого.

Драмaтеpaпевтические группы поддержки — прекрасный метод терапии, который основывается на работе c группой людей. Благодаря этому виду расширяется диапазон поведенческих стратегий, отрабатываются новые способы взаимодействия c миром.

Драматизация сновидений проводится посредством превращения мыслей в различные образные ситуации.

Комедия масок «Дель артe» представляет собой процесс спонтанной игры, при которой участники перевоплощаются в героев театра «Дель артe». Проигрываются актуальные для него ситуации, a в участниках группы узнаются образы актеров. Кроме того, очень часто используется средневековый театр, группа поддержки и терапевтический театр.

Подходы к пониманию драматерапии

Системные взаимосвязи паратеатральных дисциплин.

Существуют два подхода к системному пониманию драматерапии :

драма как терапия, то есть понимание драматерапии как своеобразного психотерапевтического метода, как разновидности арт-терапии;

драма в терапии, то есть использование драматерапевтических методов в рамках «больших» школ психотерапии, прежде всего в гештальт-терапии и в поведенческой терапии.

Драматерапия, претендующая на свое место в паратеатральной системе, дистанцируется от родственных арт-терапевтических дисциплин. Позицию драматерапии в этой системе можно определить, применяя различные подходы:

по принадлежности к уже конституированным областям с устойчивой парадигмой: как часть прикладной психологии – психотерапии, как часть специальной (медицинской) педагогики или как полностью аутентичная область междисциплинарного характера;

в качестве одной из дисциплин широко понимаемой арт-терапии (т. е. художественной терапии);

как экспрессивную или деятельностную терапию;

как невербальную терапию (по контрасту с «большими» психотерапевтическими школами, базирующимися на слове);

как терапевтически-воспитательную дисциплину (или лечебно-воспитательную в психологическом смысле) вместе с арт-, музыко, поэто, библио, танцевально-двигательной терапией или с другими системами, такими как деятельностная, концентративная двигательная, игровая и т. п. терапиями;

в качестве одной из паратеатральных систем терапевтического характера, наряду с психодрамой, социодрамой, сатидрамой, театротерапией, психогимнастикой, психомузыкальной драмой, или же паратеатральных систем учебно-воспитательного характера, таких как воспитательная драма и образовательный театр, или паратеатральных систем, применяемых в социальной сфере (боаловские сценические приложения типа форум-театр, невидимый театр, законодательный театр, театр улицы).

Драматерапия в лечении зависимостей

Сила и глубина воздействия драматерапии связана с возможностью вспоминать и переживать по — новому определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами. «Жизнь – игра, театр».

Драматерапия с точки зрения терапевтического подхода

Как и другие представители молодых, развивающихся дисциплин, драматерапевты не только определяют место своей специальности в системе наук и других дисциплин паратеатрального и терапевтически-воспитательного характера, но и дают ее трактовку с точки зрения терапевтического подхода. Драматерапевтические мероприятия никак не связаны с известными направлениями (школами, со сложными теориями, опирающимися на эмпирию, научные исследования или на авторитеты, как это имеет место в психотерапии.

Трактовка и подход к драматерапевтической работе исходят, в большинстве случаев, из учебно-воспитательной, эмпирической и философской ориентации терапевта и во многом опираются на междисциплинарные источники драматерапии, отдавая предпочтение одному из них. На данный момент мы можем установить, по меньшей мере, одиннадцать трактовок дисциплины, которые во многих случаях пересекаются.

О самостоятельной драматерапевтической школе можно говорить разве лишь в отношении так называемой теории изменений развития драматерапевта и клинического психолога Дэвида Р. Джонсона (США). Дэвид Джонсон основал в Нью-Хэйвене драматерапевтическую клинику, в которой проводится лечение главным образом посттравматических стрессовых расстройств, и которая одновременно используется в качестве учебного центра для драматерапевтов из двух штатов (Нью-Йорк и Коннектикут); учреждение, патронирующее данный учебный центр (Институт искусства в психотерапии, расположено в Нью-Йорке. Драматерапевтическая школа изменений развития доктора Джонсона опирается на теории онтогенеза психики Э. Эриксона и Ж. Пиаже; в своей работе драматерапевт исходит из ментального уровня конкретного клиента и использует драматические средства в континууме «движение–звук–представление–фигура–понятие», релевантные достигнутому или актуальному уровню развития. Терапевт диагностирует позицию клиента на шкале развития и пытается драматерапевтическими средствами перевести его на более высокую стадию онтогенеза.

Сутью драматерапии, ориентированной таким образом, является анализ патологического взаимодействия и образцов поведения, а также их санация драматическими средствами с помощью групповой динамики.

Из инструментария эффективных терапевтических средств коммуникативно ориентированная драматерапия использует, прежде всего, корректирующий эмоциональный опыт, самоэксплорацию (включенность в беседу) и самопроявление, процесс обратной связи, понимание, обучение социальным навыкам и новому поведению в модельных ситуациях, систему ролей (процессы имитации, идентификации, проекции, переноса) и дистанцирование. Несомненно, наиболее популярной трактовкой драматерапии с позиции терапевтического подхода является интегративная (эклектическая) драматерапия, использующая большинство средств названных выше драматерапевтических подходов. Это происходит потому, что значительная часть лекторов, готовящих на своих занятиях или учебных курсах будущих драматерапевтов, имеют опыт в широком спектре учебно-воспитательных моделей как в области психотерапии, так и в области театра или драматического воспитания (драмики). Следует добавить, что подобная трактовка драматерапии отличается от подхода интегративной арт-терапии, которая ставит перед собой задачу путем художественной деятельности перенести в сознание неизвестное содержимое бессознательной психики и таким образом интегрировать находящиеся в подсознании формальные элементы для достижения психологического равновесия. В то же время ее следует разграничить с интегрированной психотерапией супругов Кноблох, которая соединяет психоаналитические методы с теорией обучения, этологии и социальной психологии.

Компетенция драматерапевта

Специализированной профессиональной подготовки в области театротерапии не существует; пожалуй, ближе всего к ней находится профессия специального педагога с ориентацией на драматерапию. Ввиду того что театротерапия является, пожалуй, наиболее междисциплинарной терапией по своим формам и методам, что в ней преследуются не только терапевтические, как в других видах креативной терапии, но и цели художественные цели, требования к театротерапевту предъявляются весьма высокие: это касается его квалификации, компетенции и образованности.

Высокие требования к профессиональной и персональной подготовке театротерапевта обусловлены и тем, что он нередко является наиболее важной фигурой в процессе воздействия театротерапии на клиентов. От него зависит общий стиль работы, мотивация, стимулирование, ориентация клиентов. Театротерапевт в большой степени влияет на стиль режиссуры, драматизацию, драматургию, а также и на выбор пути к достижению терапевтических целей, общих и конкретных. Результирующий эффект театротерапии, как художественный, так и терапевтический, в значительной степени зависит именно от личности театротерапевта.

Профессиональные предпосылки для занятия театротерапией вытекают из двоякости целей терапии и могут быть дифференцированы следующим образом: художественные (режиссура, драматургия, драматизация, актерская подготовка, сценография, принципы театральной техники, терапевтическо-воспитательные (драматическое воспитание, педагогика, специальная педагогика, психология, психотерапия, психиатрия) и личностные (характер, темперамент, социальные установки).

Личностные предпосылки очень важны для людей, имеющих помогающие профессии. Один из самых действенных принципов терапевтическо-воспитательного воздействия основан на аутентичном и зрелом отношении «клиент (клиенты) – терапевт», однако у театротерапевта еще много других ролей, он часто бывает координатором, менеджером, режиссером и т. п. – его личность нередко является решающей в театротерапевтическом процессе.

Публикации по теме:

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе "Моя педагогическая философия" Нет благородней и почетней в мире дела, Чем дело это - любить и радовать детей. Итак, пришло время.

Эссе «Моя педагогическая философия» Моя педагогическая философия. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

Эссе «Моя педагогическая инициатива»Эссе «Моя педагогическая инициатива» Ребенок-это маленький росток, который холим, любим и лелеем, Ребенок-это маленький цветок, я всей душой его согрею, и позабочусь я о том,.

Эссе «Моя педагогическая инициатива» Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама. Джованни Руффини. Меня зовут Долгих Саглара Павловна. Я молодой воспитатель. Мой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Драматерапия как социально-педагогическая технология
Опубликовано: 18 января 2024 в 13:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Драматерапия как социально-педагогическая технология» (включая файлы) размещена пользователем Сазанова Евгения Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД