Елена Иванова
Консультация для родителей «10 игр на развитие речи. Опыты на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Давно уже многими учеными установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Дело в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому, задействуя зону моторики, мы стимулируем развитие речевой зоны.
Игры, представленные ниже, тренируют движения пальцев и кисти рук, тем самым стимулируя речевое развитие ребенка. Они способствуют улучшению артикуляционных движений, развитию мышления, фонематического слуха и творческих способностей малыша. И, самое главное, благодаря играм (опытам) ребенок получает только положительные эмоции и новые ощущения, что благотворно влияет на развитие речевой активности.
1) «Кричи в банку»
Ваш ребенок не разговаривает и не повторяет? Предложите ему такой прибор – банка. Многие дети с удовольствием готовы кричать в банку. (А-а-а, О-о-о, У-у-у, И-и-и, или как по телефону «Алло-алло»)
2) «Кухонный сортер»
Наверное, у каждого из вас имеется лоток для столовых приборов. Просим ребенка разложить пластиковые приборы. Сначала показываем пример «Ножи будут тут, вилки тут, ложки тут, маленькие ложки тут. Повтори.»
3) «Дыхание»
-Наверное, в каждом доме есть пакет с пакетами. Предлагаем ребенку надуть пакет. Вдох носиком, выдох ртом. «Хлоп!» В конце можно лопнуть пакет. «А-а-а-а-а-а!».
-Можно воспользоваться губкой. Нарисовать глазки, ротик, носик – сказать, что это Губка Боб и дуть на него «Дуй! Ух ты!» Можно даже устроить соревнование у кого дальше полетит губка.
4) Артикуляционная гимнастика.
Все, что найдете на кухне:
а) Зеленый лук. Лук зажимаем между носом и верхней губой – делаем усы.
б) Обычной вилочкой покололи язычок и сделали массаж.
в) Лавровый лист зажимаем между губами М-м-м-м-м, выплевываем – П. Прекрасное упражнение.
г) Если у вас случайно оказались финики, курага,делаем следующие упражнения:
- «Часики» - финик перемещаем из одного угла рта в другой и языком пытаемся дотянутся до него.
- «Качели» - финик перемещаем от верхней к нижней губе и пытаемся дотянутся языком.
- Можно попытаться удержать финик на языке, а затем сплюнуть – «ТЬФУ!».
5) Волшебный слайм-еще одна интересная сенсорная игра, которая способствует развитию речи детей раннего возраста.
Вам потребуется:
— гель для душа, жидкое мыло, шампунь (что-то одно на ваш выбор) — примерно 1 столовая ложка;
— крахмал (любой) — около 2 3 столовых ложек;
— ёмкость и ложка для смешивания.
Последовательность работы:
Наливаем в емкость жидкое мыло, добавляем крахмал и смешиваем. Сыпьте крахмал и перемешивайте, пока не получите нужную консистенцию. Если крахмала получилось много, не беда, добавьте ещё мыла. Надо хорошо вымесить слайм, чтобы он перестал прилипать к стенкам посуды, а затем — ещё вымесить руками.
Слайм получается довольно плотным и упругим, матовым, бархатистым, приятным на ощупь. Из него хорошо что-то лепить.
Эта игрушка является антистрессом, её приятно держать в руках. Слайм развивает мелкую моторику, воображение, осязание.
6) Игра «Сортировка»
Для этой игры вам понадобятся абсолютно разные крупы: рис, греча, пшено, в общем все, что есть у вас в шкафу, а также пустые баночки и ложки.
Даем ребенку задачу разложить все по баночкам. Можно при этом петь песенку крупы. Например, рис-И-и-и-и, пшено-О-о-о-о и т. п.
7) Опыт на кухне с солью.
Для следующей игры вам понадобятся: воздушный шар, маленькие фигурки животных, вода и морозильная камера. Помещаем в шар фигурки животных, наливаем воду, завязываем и убираем в морозилку.
Когда шар заледенеет, достаем его из морозильной камеры и извлекаем из воздушного шарика. Далее нам нужны соль и вода. Соль сыпем на лед. Можем отрабатывать инструкцию «СЫПЬ!». «Сыпем, сыпем, сыпем, сыпем!» Далее из миски столовой ложкой берем воду и льем ее на ледяной шар. Лед начинает таять. Это же здорово и интересно! Таким образом мы пытаемся растопить эту глыбу льда и достать животных. Параллельно можно отработать звукоподражания. «МЯУ-МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-МУ»….
8) Опыт на кухне «Микробы»
Для следующей игры вам понадобится обычный черный перец, жидкое мыло и тарелка с водой.
Крутим мельницу и сыпем перец в воду. Это работа двуручного действия. «ОП,ОП,ОП…» Соответственно работают оба полушария головного мозга. После этого мы говорим ребенку: «Смотри, это микробы! Давай их разгонять!». А поможет нам в этом средство для мытья посуды или жидкое мыло. Макаем палец в средство, затем в воду. Микробы разбегаются. Вы только попробуйте, как здорово получается! «УРА!»
9) Опыт с содой. ОСТОРОЖНО!
Самый простой в исполнении, а самое главное, яркий опыт, который вы сможете сделать с ребенком на кухне. Для этого вам понадобится сода и лимонная кислота. Насыпаем соду в стакан. Лимонную кислоту разбавляем отдельно теплой водой. Вливаем воду с кислотой в стакан с содой. Сода начинает шипеть. «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш! Ух ты!» Это же здорово! Ребенок получит большое количество эмоций!
10) Игры с бутылочками
- Берем 4 бутылочки/баночки. На крышки наносим гуашь основных цветов-красный, синий, желтый, зеленый. Закручиваем крышки. Трясем. Вода окрашивается в цвет, который был нанесен на крышку. Таким образом можно изучать цвета.
- Игра на запуск простых слов ДА/НЕТ. Ставим 3 пустые бутылки на стол, 4-я в руках. Говорим инструкцию. «КИДАЙ! ТЫ ПОПАЛ?» -ДА/НЕТ.
-Баночки на развитие фонематического слуха-громко/тихо.
У нас есть орехи, они звенят громко
Есть горох, он звенит тише
И есть чай, он еще тише.
«Где самый громкий?»
«Где самый тихий?»
«Поставь от самого громкого к самому тихому»