Елена Кизима
1 часть «Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех развитых странах мира в свете глобальных изменений окружающей среды рациональное использование энергии стало приоритетным направлением государственной политики. Усугубившись проблемой мирового финансового кризиса, вопросы ресурсо- и энергосбережения приобретают первостепенное значение и в нашей стране. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством - все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Обществом постепенно осознается необходимость перехода от ресурсорасточительства к совместному, гармоническому развитию природы и общества. И хотя данной теме уделяется немало внимания с телевизионных экранов, на страницах печати и в интернете, дети остаются практически в стороне от этого вопроса.
Публикация «1 часть „Культура ресурсо-и энергосбережения в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения“» размещена в разделах
Полученные нами диагностические данные показали, что 47,4% старших дошкольников составляют группу, которыене владеютдостаточным уровнем знаний о том, что ресурсы Земли не бесконечны, что они трудно восстановимы; не могут рассказать в контексте проблемы энергосбережения, какую роль играют свет, тепло и вода, т. е. дети не являются грамотными потребителями энергоресурсов.
А ведь основы отношения человека к окружающему миру, и к сбережению энергоресурсов в частности, закладываются в детстве. Мышление взрослых изменить очень сложно, поэтому вопросы экономии и экономики необходимо начинать культивировать в дошкольном возрасте. Уже с раннего детства можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, тепло и электроэнергию, беречь свой дом и город. Именно в дошкольном возрасте возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, ограниченности ресурсов Земли. Мы всегда должны помнить о том, что сегодня - это дети, а завтра – народ!В сегодняшних малышах закладывается фундамент будущего общества, а каким оно будет - зависит от нас.
Исходя из всего вышесказанного, вопрос о необходимости приобщения детей к вопросу культуры ресурсо- и энергосбережения, на наш взгляд, является в настоящее время актуальным и востребованным особенно остро.
Новизна выбранной темы, на наш взгляд, заключается в постановке самой проблемы ресурсо - и энергосбережения в контексте нравственно - экономического воспитания дошкольников, как предмета специального изучения. Результаты нашей работы в этом направлении деятельности дополняют, развивают и вносят новые элементы в практико-теоретическое содержание нравственно - экономического образования детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность работы в данном направлении заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания об окружающей его действительности.
Поэтому цельюнашей деятельности является:
воспитывать у детей нравственно - экономическое сознание посредством приобщения к культуре энергосбережения.
Достичь цели помогает решение ряда задач:
1. Создать единое воспитательно – образовательное пространство «Семья -
ребенок - ДОУ» для привлечения внимания воспитанников и их родителей к
вопросу рациональногоресурсоиспользования.
Процесс формирования у дошкольника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье дети приучаются к бережливости и экономности, ведь семья – «это реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Аркин). А бережливость и экономность – это показатель общей культуры человека.
Анализ данных, полученных нами в ходе анкетирования родителей воспитанников, показал, что взрослые владеют теоретическими знаниями по ресурсо- и энергосбережению, но на практике не в достаточной мере применяют принципы экономии энергоресурсов :
- 36% - «Многому еще надо научиться»;
- 41% - «Не всегда являюсь для других примером по ресурсо- и энергосбережению»;
и лишь 23% - «Я – ответственный экономист».
Поэтому для успешного решения поставленной задачи, мы сделали упор на разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, чтобы направить родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь работа может иметь высокий результат в том случае, если семьи воспитанников будут являться нашими активными и сознательными помощниками, когда потребность в энергосбережении станет определенным образом мысли для ребёнка и его родителей.
2. Обогатить и систематизировать предметно - развивающую среду детского
сада.
Решая эту задачу, мы исходили из условий нашего дошкольного учреждения и требований ФГОС ДО. В каждом из взаимопроникающих составляющих звеньев логической цепочки эффективногоэнергопространства ДОУ заложена конкретная функциональная роль (образовательная, развивающая и воспитательная) способствующая нравственно-экономическому образованию воспитанников в целом.
Информационно-практическимэнергосодержанием для родителей и воспитанников наполнены коридоры, холлы и приемные детского сада, групповые комнаты, музыкально – физкультурный зал. Совместными усилиями родителей и педагогов предметно – развивающуюсредуДОУ пополнили:
- информационные уголки для детей и стенды для семей воспитанников по энергосбережению;
- дидактические игры по ОБЖ, ресурсо – и энергосбережению;
- фотоальбом «Природные энергоресурсы Кемеровской области»;
- альбом детских рисунков и листовок «Мы -за бережливость»;
-энергосберегающая азбука (подборка художественной литературы);
- зона «Мы познаем мир» (уголок экспериментирования);
- иллюстративное пособие «Гном Эконом и умный дом»;
- подборка тематических мультипликационных фильмов.
3. Модернизировать методы и приемы работы с детьми для воспитания
нравственно-экономических качеств личности.
Достичь цели в решении очередной поставленной задачи, наряду с традиционными методами и приемами работы с воспитанниками в данном направлении деятельности, нам помог нестандартный подход к вопросу формирования у детей навыков ресурсо- и энергосбережения.
Нами разработана «Рабочая тетрадь по организации индивидуальной работы с детьми 6-7 лет в детском саду и семье по ресурсо - и энергосбережению «Уроки гнома Эконома» (далее по тексту Тетрадь). Работая с данной Тетрадью, овладение экономическими знаниями происходит в привлекательной для ребенка познавательно-игровой форме, что позитивно сказывается на качестве их усвоения.
В содержание каждого занятия включены теоретическая и практическая части позволяющие :
• учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка.
• значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден сразу – на лицо обратная связь. У ребенка есть возможность индивидуально повторить с педагогами или родителями понравившейся материал; доделать или переделать задание; проявить инициативу и свои творческие возможности. Тетрадь содержит условные обозначения, ориентируясь на которые, ребенок без помощи взрослого сможет понять, что необходимо ему выполнить в предложенном задании.
• учитывать половозрастные особенности детей. В содержании Тетради присутствуют персонажи - гном Эконом и его помощница Искорка, которые могут быть интересны как мальчикам, так и девочкам. Это привлекает внимание детей и способствует увеличению воспитательного воздействия. А как следствие, влияет на качество выполнения задания.
Теоретическую часть Тетради составляют : рассказы, сказки, стихи, загадки, беседы.
В практическую часть включены задания на логическое мышление, развитие памяти, речи, воображения, внимания и мелкой моторики. В их числе лабиринты различной степени сложности, математические «бродилки», игры на сравнение, элементарные опыты, задания на дорисовку и раскрашивание, сочинение рассказов и сказок, заучивание стихов.
Структуру тетради составляет цикл из 18 занятий в трех основных разделах: «Бережем электроэнергию», «Бережем воду» и «Бережем тепло», рассчитанные на изучение в течение всего учебного года.
Наличие в Тетради по 2-4 занятия на каждую из вышеперечисленных тем позволяет включить индивидуальную работу с детьми в план воспитательно-образовательной деятельности группы и повторить пройденный материал с родителями дома.
Вопросы экономии света, воды и тепла рассматриваются с дошкольниками в контексте комплексно-тематического планирования при изучения таких тем, как
«Человек и общество», «Человек и рукотворный мир», «Человек и природа», «Основы гигиены и здоровьесбережения», «Семья», «Человек и его жилище», «Элетробытовые приборы», «Мой город, моя страна, моя планета», «Кладовая Земли» (природные ресурсы – источники энергии, «Я живу в Кузбассе – кузнеце тепла России».