Дарья
«Звуковая культура речи. Звук [У]». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в четкой артикуляции звука у (изолированного, в звукосочетаниях, в словах).
Отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Активизировать в речи детей обобщающие слова.
Продолжать отрабатывать четкое произношение звука у.
Развивающие:
Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Развивать интонационную выразительность речи.
Материал: картинки с изображением предметов, в названии которых имеется [у] (утенок, утка, игрушечный паровоз);
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Упражнение «Скажи, как я»
Воспитатель предлагает внимательно слушать, как он произносит звуки, и произносить (повторять) их так же: говорит то громко, то тихо, то шепотом. Ответы могут быть групповые и индивидуальные. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
2. Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
- Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться. Покажите, как он это делает. Выглянул и спрятался. Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался.
Игровое упражнение «Как гудит паровоз»
- Знаете ли вы, как гудит паровоз (электричка? (Показывает паровоз или картинку с его изображением.) У-у-у. Давайте выучим песенку паровоза. Сначала пойте негромко: «У-у-у». А теперь громче.
Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести: «У-у-у». (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)
Дети все вместе и индивидуально (3-4 ребенка) поют «длинную»
песенку (2-3 сек. на одном выдохе).
- Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тя-нет вагоны с пассажирами или состав с грузами. Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: «У-у-у-у-у». Как гудит паровоз?
А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тонень-кий: «У-у-у-у». Я сейчас попрошу кого-нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный.
Необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук [у] длительно, не кричали. Произносить [у] на выдохе.
Физкультминутка.
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо, влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
Игровое упражнение «Позови утенка»
Воспитатель показывает игрушечную утку (утенка). Объясняет, что если утку позвать: «Утя-утя-утя», то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда вы сможете покормить их хлебушком. Попробуйте позвать.
В конце занятия для закрепления звука, детям предлагается раскрасить звук У.