Елена Бочкова
Звуковая культура речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – специфически человеческая способность, развитие которой наиболее интенсивно совершается в дошкольном возрасте и оказывает существенное влияние на весь ход психического развития ребенка. Она тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование.
Темочки:
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора, речевым слуховым.
В понятие звуковой культуры речи входит правильное звукопроизношение, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы.
Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях учреждения дошкольного образования в двух формах: в форме обучения на занятиях (Непосредственно образовательная деятельность) и в форме воспитания всех сторон звуковой культуры речи в процессе основной образовательной деятельности.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение. На занятиях используются приемы, которые создают соответствующий эмоциональный настрой, разнообразят процесс повторения, доставляют ребенку удовольствие и вызывают интерес к занятию.
Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Таким образом, работа по звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
Список используемых источников
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика - Синтез, 2022. -272 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». 2-е изд. М. : Просвещение, 1981 255с., ил. 8
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М. : «Педагогика», 1983. - Т. 2. - 340 с.
4. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. : Издательский центр «Академия», 1999. -
5. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2016. -240 с.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. :Просвещение, 2011 - 223 с, ил., 4 л. ил. 25.
7. Рудик, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудик. - М. : ТЦ Сфера, 2020. – 176 с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 — 7 лет. – Москва: Вентана – Граф, 2022 – 90 с.
9. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2020. - 560 с.