Папки-передвижки

Конспект занятия по коррекции дисграфии «Звуки и буквы»

Ирина Бабина
Конспект занятия по коррекции дисграфии «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Логопедическая тема: развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной слоговой структуры.

Грамматическая тема: Звуки и буквы.

Лексическая тема: Море

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной слоговой структуры.

Задачи:

Коррекционные :

Публикация «Конспект занятия по коррекции дисграфии „Звуки и буквы“» размещена в разделах

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Обогащать словарь по лексической теме «Море».

- Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.

- Развивать общую моторику.

Образовательные:

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Совершенствовать навыки орфографии.

- Учить отвечать на вопросы полной фразой.

- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.

Воспитательные:

- Повышать уровень мотивации обучения.

- Формировать навыки самоконтроля.

- Создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

- Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, запись песенки «Пять рыбок» Е. Железновой, счётные палочки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят около своих мест. Педагог здоровается с детьми, дети – с педагогом.

Педагог:

- Садится тот, чьё имя начитается на [А].

- Садится тот, в чьём имени второй звук [И].

- Садится тот, чьё полное имя заканчивается звуком [Й]

- Садится тот, чья фамилия начинается на [Б]

- Садится тот, в чьей фамилии 2 слога и т. д.

Учащиеся садятся на свои места.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня утром я нашла в почтовом ящике необычное письмо. Проблема в том, что оно долго было в пути, и некоторые буквы стерлись. Давайте попробуем восстановить их и тогда мы узнаем имя отправителя. Внимание на экран!

Вставьте пропущенные буквы.

Р_с_л_чк_

Назовите пропущенные буквы, что их объединяет? А какие звуки они обозначают?

Буквам и звукам и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

Основная часть.

Давайте откроем конверт и узнаем, что же за послание лежит в нем. Мне нужна ваша помощь, ребята. Прочитайте, пожалуйста слова синего цвета.

ЗКЖОУАТНЫМЕНЯДДКНСБОЛЬШОЕХШОАДШПГОРЕ -

ЗРОПИРАТЫЛЕНРОЗАХВАТИЛИЩНКЕОРМОРЕРАВОЛНЖЬ.

Внизу добавлено: «Пираты сказали, что, если мы выполним все их задания, то море снова станет общим»

Отгадайте загадки. Вам помогут слоги, которые вы увидите на экране (мо, вол, при, ны, лив, ре)

Отгадки запишите в тетрадь.

Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.

В Луже ходят корабли,

Далеко им до земли. (Море)

В тихую погоду

Нас не найдёшь нигде,

А как подует ветер -

Бежим мы по воде. (Волны)

Поднимается волна

И закроет берег вскоре.

Это спутник наш Луна

Так притягивает море. (Прилив)

Каким бывает море? (Спокойным, бушующим, тёплым и т. п.)

Пираты очень любят играть в «Морской бой». На поле игры они зашифровали слово. Нам нужно отгадать его.

Шифр: Д5Б2Е10И6Г1Ж7В3

(КОРАБЛЬ)

Что такое корабль? (Морское судно) Какими бывают корабли (суда? (Военными, пассажирскими, большими, маломерными, промысловыми (рыболовными, туристическими и т. д.)

Запишите полученное слово в тетрадь, разделяя его на слоги, и поставьте ударение.

Физкультминутка «Пять рыбок» (выполнять соответствующие тексту движения руками под песенку Е. Железновой «5 рыбок»)

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Выполняем волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (Прячем руки за спину, педагог старается их поймать).

Посмотрите на экран: в каждой строчке написаны слоги, выберите 3 из них, чтобы получилось слово. ( Дети составляют из слогов слова: ракушка, акула, медуза).

Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Прочитайте слоги, которые вы видите на экране, справа налево. (лям ро ко и ся ют ну ви по не ря мо).

-Что у вас получилось? (Моря не повинуются и королям).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Море никому не покорится)

Согласно старинному преданию, короля Канута на берегу окатило волной. Разгневанный Канут приказал волне остановиться, но она окатила его вторично. Королю не оставалось ничего другого, как отойти подальше от воды.

- Какое слово нужно написать с заглавной буквы? (Моря)

- Почему? (Это начало предложения)

- Что нужно поставить в конце предложения? (Точку)

Запишите это предложение в тетрадь.

Какие вы молодцы! Чтобы окончательно обезоружить пиратов, нам нужно собрать последнее слово.

Возьмите последний звук в четвертом слове, второй звук в первом слове, четвертый звук в четвертом слове, второй звук во втором слове.

волна

песок

штиль

шторм

залив

Что получилось? Море.

Молодцы! Море больше не принадлежит пиратам, оно опять стало общим и скоро порадует нас своим теплом, брызгами волн и чарующей красотой. А пираты ушли далеко и обещали, что больше не будут захватывать моря!

Организованное окончание урока, оценка деятельности учащихся, рефлексия.

- Посмотрите, ребята, на улице весна, и все вокруг радуются ей. А значит, скоро лето и летние каникулы, отпуска и путешествия, поездки на море.

Давайте и мы порадуемся, вспомним стихотворение о лете.

Пальчиковая игра «Разноцветная лужайка»

Над зеленою лужайкой бабочка летела.

(Пальцы одновременно сгибаются и разгибаются).

И на белую ромашку отдохнуть присела.

(Кисти соединены, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены).

А с ромашкой рядом вырос синий василёчек.

(Имитируем цветок).

Черненький паук залез на его листочек.

(Кисть левой руки накладывается на кисть правой, пальцы растопырены).

Ярко-желтенький тюльпан наклонил головку.

(«Колокольчики» двумя руками отдельно).

И ползет по стебельку гусеница ловко.

(Большой и указательный пальцы имитируют гусеницу).

А пушистый одуванчик – как воздушный шарик.

(Растопыренные пальцы соединены кончиками и согнуты).

А на шарике сидит серенький комарик.

(Указательный палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак).

-Вот и подошло к концу наше приключение.

- С какими заданиями столкнулись вы на уроке?

-Вы славно потрудились, теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите из коробочки со счётными палочками столько палочек, какую оценку вы себе поставили бы. Объясните свой выбор.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Задания построены с учё том использования технологии разноуровневого обучения: более сильные учащиеся выполняют задания самостоятельно, а с более слабыми проводится поэтапное выполнение заданий под руководством педагога.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведения занятия и использования технологии разноуровневого обучения более сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Дети закрепляют умение определять звук в слоге; называть место звука в слове; распознавать слова на заданный звук; собирать слово из звуков и слогов, данных в неправильной последовательности и вперемешку с лишними слогами; правильно писать слова, не пропуская буквы; собирать предложение из слогов, данных в обратном порядке; расширяют словарный запас по теме «Море».

ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

1. https://edu.1sept.ru/edu/EC-23-013?lesson=learningList23694

2. https://nsportal.ru/

3. https://imgpng.ru/

4. https://www.maam.ru/

5. https://cojo.ru/kartinki/my-molodtsy-krasivye-kartinki-40-foto/

6. https://nyma-nyma.ru/zagadki/zagadki_pro_more.html

7. https://babysongs.ru/pesni/sergey-i-ekaterina-jeleznovyi-pyat-ryibok

8. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/disgrafiya-mladshih-shkolnikov

Дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно непройдёт.

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные.

Предлагаемое занятие направлено на коррекцию одного из «чистых» видов - дисграфии на фоне несформированности языкового анализа и синтеза.

Связан этот вид с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребё нку сложно:

• определить звук в слоге;

• назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;

• придумать слова на заданный звук;

• собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;

• различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;

• удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;

• верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».

Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».

Чем помочь ребёнку в школе и дома?

• Тетради с вспомогательной линовкой.

• Формирование связи буква - звук

• Короткие диктанты – по нескольку предложений или даже слов.

• Подчеркивать в тексте определенную букву.

• Слова на определенную букву.

• Обводить определенную букву карандашом.

• Писать слова, проговаривая все буквы.

• Расширение словарного запаса

• Дополнительное внимание грамматическим структурам

• Создание ситуаций использования языка

• Задания на дополнение предложений (например, прилагательными)

• Очень нужны специализированные занятия с логопедом-дефектологом

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

• Не ругать, а помогать!

• Поддерживать!

• Создавать ситуации успеха!

• Замечать и показывать улучшения

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква". Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора. Ход занятия.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д» Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» (занятие по формированию фонетико-фонематических средств и обучению грамоте).

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по коррекции дисграфии «Звуки и буквы»
Опубликовано: 1 июля 2023 в 14:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по коррекции дисграфии «Звуки и буквы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бабина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД