Рябчукова Ольга Михайловна
Конспект НОД «Звук [ы], буква «Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Програмное содержание
Развивающие:
• развивать фонематический слух, связную речь.
• развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление.
• развивать умение рассуждать и делать выводы.
Воспитывающие:
• воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи;
• воспитывать навык самоконтроля.
Обучающие:
• активизировать словарь по теме "Зима";
• познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»;
• закрепить навыки произношения звука [ы];
• закрепить умения детей делать звуковой анализ слова;
Публикация «Конспект НОД „Звук [ы], буква „Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• упражнять детей в составлении предложений по опорным словам;
• закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов;
• закреплять понятия: звук, слово;
• формировать навык определять место звука в слове.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Оборудование: презентация, фишки для звукового анализа, снежок, карточки для звукового анализа слова, Д/И «Занимательные планшеты», «Место звука в слове».
Раздаточный материал: схемы слов, фишки трех цветов, снежинки, «Занимательные планшеты».
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, предложение.
Ход НОД
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: проходите, пожалуйста. У нас сегодня гости давайте поздороваемся с ними.
Дети: «Здравствуйте!»
Психологический настрой «Здравствуйте!»
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
«Всем привет! И добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется!
2. Основная часть
Создание мотивации
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, о каком времени года говорится?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит, к нам пришла. (зима)
Слайд 2 (Дети дуют на экран и раздувают снежинки, появляется изображение зимы)
Игра «Волшебная рукавичка (снежок)». Дети передают рукавичку друг другу и называют одно определение зимы (снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, красивая, хрустальная).
Воспитатель: Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный)
Какие снежинки? (холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные)
Воспитатель: Молодцы ребята!
-А сейчас мы поиграем и загадки разгадаем!
Игра с фонариком «Зимние явления природы» (среди них затерялась загадка про букву Ы)
Слайд 3
Воспитатель: но прежде, чем мы познакомимся со звуком и буквой Ы, давайте вспомним:
Воспитатель: что такое звуки и буквы?
Дети: (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
Слайд 4
Воспитатель: какие бывают звуки?
Дети: (звуки бывают гласные и согласные).
Воспитатель: как произносятся гласные звуки?
Дети: (поются, не встречают преград при произношении).
Воспитатель: как произносятся согласные звуки?
Дети: (не поются, встречают преграду при произношении).
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: давайте с вами вспомним гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок (выполняется упражнение).
А – ротик шире детвора ААА
У – губки хоботком тяну УУУ
И – губки к ушкам растяни ИИИ
О – губки колесо ООО
Э – повторяем дружно ЭЭЭ
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ
Слайд 5
Знакомство со звуком и буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Характеристика звука
Воспитатель: сейчас мы превратимся в меленьких исследователей. Положите пальчики на горлышко и произнесите [ы]. Что вы чувствуете?
Дети: горлышко дрожит, голосок поет.
Воспитатель: что можно сказать о звуке [ы]? Какой он?
Дети: Звук [ы] – гласный, потому что его можно петь, обозначается красной фишкой.
Слайд 6
Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)
- А сейчас еще раз произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышка добежит до сыра.
Слайд 7
-Из каких же элементов состоит буква? Буква ы состоит из трех элементов (двух вертикальных линий и полукруга).
Покажем букву «Ы» с помощью ладошек (мультимедиа)
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
Работа с предметными картинками:
А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы]. - Эта буква всегда маленького роста.
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
Игра «Место звука в слове». На столе разложены картинки со звуком [ы]. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], вывешивают картинку на доску.
Работа за столами
Звуковой анализ слова сыр (мультимедиа или работа у доски)
-Сколько слогов в слове сыр? (2)
-Сколько звуков? (3)
- Назовите первый звук. (с)
- Какой он? (согласный, твердый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
- Назовите второй звук. (ы)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Назовите третий звук. (р)
- Какой он? (согласный, твердый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
Физминутка «У жирафа – пятна, пятна…»
Слайд 9
Составь предложение со словом «сыр» с опорой на схемы
Игра «Выложи букву Ы» (с помощью шнурков)
Игра с планшетами (в парах) – определить первый звук в слове и соотнести его с картинкой.
3. Рефлексия
Воспитатель: ребята, с каким звуком и буквой мы познакомились? Какой это звук? Какие задания были легкими, а какие показались трудными?
Игровое упражнение «Чудесное дерево».